Это два репортажа службы ТСН одного из центральный украинских телеканалов и народное видео работы "падальщиков", прочесывающих уже отработанные мотопомпами, брошенные участки
Рекомендую посмотреть по крайней мере то, что обозначаю по времени на видео плюс короткое третье
Итак, репортаж ТСН от 17 мая 2015 года -- расшифровываю с 1:35, сразу переводя на русский
«Особенный резонанс вызвала попытка подмять по себя старательские артели в мае прошлого года, -- на видео идет разборка, машины, на сидениях которых лежит боевое оружие. – После бегства главного смотрящего страны Януковича взять под свой контроль янтарные раскопы попробовали другие бандиты, -- ребята спортивного вида с автоматами стреляют в лесу в сторону толпы. – Автоматы, парни в спортивках, сожженные машины, -- сожженный грузовой фургон. – стрельба, раненные и… никакой официальной реакции государства.
А появление на месте боевых действий народного депутата … была больше, чем хорошей ниточкой, говорят местные старатели. Они бы и рады получить законное право на добычу, но бюрократическая система не действует без откатов, взяток и коррупционных схем. Т.е., отбившись тогда, сейчас, говорят, стало еще хуже»
Роман Захарчук, местный общественный активист: «Силовые структуры, криминалитет, служащие – они взаимно повязаны, массивы сейчас большие уже забраны в частные руки…»
Репортер: «Чтобы лучше понять, что такое украинский клондайк, иду искать нелегальные раскопки. Ориентиры простые: густые сосновые леса.
Нахожу легко, и от увиденного просто в шоке, -- голые, безжизненные широкие пустоши на месте бывшего соснового леса. – Но понимаю, что здесь когда-то был лес. Местные называют эти поля Марсом, потому что те, кто добывает янтарь, оставляют их после себя безжизненными. Бесчисленные разрытые делянки, ямы глубиной несколько метров. И таких варварски уничтоженных пейзажей сотни.
Еду дальше. Заезжаю в один из лесов. Число поваленных деревьев и глубоких рвов поражает. Тут явно должна была кипеть работа, -- консервы, оставленные на столе. – Но вокруг ни души. Только оставленные авто, -- глубокая яма с водой. – Понимаю, что нас слили гаишники, которые останавливали по дороге сюда.
Потом решаю по-любому отыскать янтарных старателей за работой. И вскоре по-над дорогой вижу пару сотен машин. Это так называемые копатели. Те, кто добывает дорогие камни дигерским способом, лопатой»
Старатель: «Ничего не взял»
Репортер: «Добывают редко и мало. Рассказывают, что основная добыча и заработок у мойщиков. Именно после них и остается марсианский ландшафт. Потому что тонны земли такие бригады буквально вымывают мощным и водяными мотопомпами. Но это не всем дозволено»
Старатель: «Если вы нашей крышей будете, то привезем сейчас пару помп. Вы смотрите только, не подпускайте к нам никого» -- «А кто является этой крышей? Это только менты?» -- «Прокуратура или менты. Те, кто высоко стоит в областной администрации. Да и в районной то же самое, я думаю» -- «Это местные преступные группировки, или как их?..» -- «Там местных и близко нет» «Там местных нет, там на уровне киевских…» «Приезжие»
Репортер: «При этом эта криминальная система ни от кого не скрывается, -- жуткие пейзажи на месте бывших лесов. -- Вот, предлагают янтарь просто на дороге. Только заехать в глубинку и просто остановиться, -- далее репортаж о частных продавцах, работающих в гараже, счет идет на килограммы. – Однако моя мечта найти настоящих промышленников, которые ценности считают тоннами и фактически присвоили украинский клондайк…»
Продолжение репортажа ТСН -- 27 мая 2015 года – о тех, кто оставляет после себя марсианский пейзаж, работая днем и ночью, – смотрите с 2:55
«Гигантские объемы воды буквально разрывают землю, иногда может вынырнуть целый фонтан янтаря. В каждой бригаде по 5—7 мойщиков. Немал женщин. Зарплата каждого 50 долларов в день. Сзади так называемые падальщики. Те, кто с сачками просеивает уже отработанную породу.
Мой информатор рассказал, чтобы сюда попасть, надо договориться с тем, кто держит этот клондайк. Тут говорят: купить билет» -- старатель: «Цена билета колебается от 650 долларов до 1500 долларов. Те люди, которые покупают билет, они обеспечиваются предварительным звонком. Т.е. если менты выезжают, им хотя бы полчаса звонят и говорят, что наряд выезжает. И срабатывает фишка, и они скручиваются, забирают успешно свои моторы и вовремя убегают»
Репортер: «Весь намытый товар сдают хозяину помпы. Далее солнечный камень продают скупщику…»
Старатель: «Сюда приезжают и наши местные, и не местные. И конкретно привязать к партии здесь нельзя. Тут скорее стоят бизнес-кланы. Если раньше брал в кошелек один Янукович, то сейчас таких януковичей десятки и десятки. И все они берут не меньше, чем брал тот… Месяц назад, когда работало триста моторов, то с каждого мотора за одну смену возьмите по шестьсот долларов и считайте, арифметика очень простая»
Репортер: «300 помп, 2 смены, 360 тысяч долларов за сутки. Выходит, что за год мимо бюджета с одного района идет около 150 миллионов долларов. Если учесть, что таких районов в одной только Ровенской области с десяток, а еще не абы какие запасы на Волыни и Житомирщине, то становится понятным. Украина от незаконной добычи янтаря ежегодно утрачивает минимум 5 миллиардов долларов. Гигантские раскопки драгоценного камня работают без выходных. Вот только на кого…»
Ну, а вот так работают "падальщики" -- смотрите видео от 9 июня 2015 года
И вот что я вам скажу. Мне бы хотелось задать репортерам очевидный вопрос: они что, видят проблему только в том, ради кого именно волынские леса будут превращать в марсианский пейзаж?!!
Похоже, что так
Ну, и как вы думаете: вид крупных животных, который вот так себя ведет, имеет шансы сколько-нибудь долго прожить на этой планете?