Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Вот такой материал, уже второй или третий из Франции, который мне попадается в последний год, а потому решил его запостить. Тем более, не нашел для себя особых оснований сомневатьсся в его достоверности

Пост очень длинный, поэтому даю только небольшие выдержки и традиционно уже - добавляю в него иллюстраций

Оригинал взят у 1tokyo в Читать родителям!!! СТРАННИКИ МЫ И ПРИШЕЛЬЦЫ НА ЗЕМЛЕ... - ВРАЧИ ТОЖЕ С ЭТИМ СОГЛАСНЫ . I
Оригинал взят у epycantus в СТРАННИКИ МЫ И ПРИШЕЛЬЦЫ НА ЗЕМЛЕ... - ВРАЧИ ТОЖЕ С ЭТИМ СОГЛАСНЫ . I
Оригинал взят у vdryndine1939 в СТРАННИКИ МЫ И ПРИШЕЛЬЦЫ НА ЗЕМЛЕ... - ВРАЧИ ТОЖЕ С ЭТИМ СОГЛАСНЫ . I


Плач по образованию


Уровень математической подготовки даже в развитых странах вызывает тревогу. Академик Владимир Игоревич Арнольд, например, считает, что школьное образование Франции, Англии и Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине века (см. "Наука и жизнь" 12, 2000 г.). Умение пользоваться калькулятором привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач (см. "Наука и жизнь" 3, 2002 г.).

О своем опыте преподавания в Парижском университете и размышлениях, связанных с ним, рассказывает доктор физико-математических наук Виктор Степанович Доценко.

...дело в том, что уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете (Университет имени Пьера и Марии Кюри, известный также под именем "Paris VI", или "Jussieu"). Надо сказать, что Париж не последнее место на планете по уровню образования, а мой университет далеко не худший в Париже.

#9 Университет Пьера и Марии Кюри  <p><br />Страна: Франция  <br />Количество студентов: 32 000  <br />Годовая стоимость обучения: $335

Университет им. Пьера и Марии Кюри

Источник изображения: http://forbes.ua/gallery/375-luchshie-molodye-universitety-mira-2013?img=8

Россия всегда несколько отстает от Запада, и, судя по тому, как энергично, а главное, во что нас реформирует родное Министерство образования, сейчас в Париже я могу наблюдать наше недалекое будущее.

<...>
Сначала небольшая справка. Во Франции уже давно введен и действует "Единый государственный экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова "бакалавр"), но это сути не меняет. Мотивация введения французского БАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам, ну и так далее. Короче, чтобы все было и по-честному, и по справедливости.

Есть и отличие: у БАКа имеется несколько специализаций. Он может быть научным, когда приоритет (повышенный коэффициент) имеют экзамены по математике и физике; гуманитарным, когда приоритет отдается языкам, философии; экономическим и т. д.
<...>
Ну и чтобы завершить это довольно скучное вступление, немного о себе: доктор физико-математических наук, профессор, занимаюсь теоретической физикой; в университете "Paris VI" преподаю математику и общую физику первокурсникам, а еще, в качестве "контрастного душа", читаю некий теоретический курс (уж не стану разъяснять о чем) и веду семинары для аспирантов последнего года Эколь Нормаль Суперьер (т. е. именно для тех, которые не только "самые-самые", но еще и "супер" и "экстра").
<...>
В силу специфики своей деятельности в своем дальнейшем повествовании я буду иногда вынужден апеллировать кэкспертам в области высшей математики. Я имею в виду тех, кто знает все четыре правила арифметики, а также умеет складывать дроби и в общих чертах знаком с таблицей умножения. Части текста, для понимания которых требуются столь специфические знания, я выделю курсивом.

Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих учеников-первокурсников (у меня две группы) восемь человек считают, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", то есть тот, в котором приоритет отдается математике и физике.

Студенты лицея Шампольон (г. Гренобль, Франция) на занятии «Виртуальный мир Государственного Русского музея»

Студенты лицея Шампольон, Гренобль

Источник фотографии: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/13634

Все эксперты, которым я это рассказывал и которые не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же становятся в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают стандартную ошибку, свойственную всем экспертам: пытаются найти в этом логику, ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое может привести к подобному результату.

На самом деле все намного проще: им это сообщили в школе, а они, как прилежные ученики (а в университет попадают только прилежные ученики!), запомнили. Вот и все. Я их переучил: на очередном занятии (темой которого вообще-то было производная функции) сделал небольшое отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих. Реакция была такая: "Да? Хорошо..." Если бы я им сообщил, что это равно 1/10, реакция была бы точно такой же.

В предыдущие два учебных года процентов десять-пятнадцать моих студентов систематически обнаруживали другое, не менее "нестандартное" математическое знание: они полагали, что любое число в степени -1 равно нулю. Причем это была не случайная фантазия, а хорошо усвоенное знание, потому что проявлялось неоднократно (даже после моих возражений) и срабатывало в обе стороны: если обнаруживалось что-либо в степени -1, то оно тут же занулялосъ, и наоборот, если что-либо требовалось занулить, подгонялась степень -1. Резюме то же самое: их так научили.

Вот чему несчастных французских детей никак не могут по-настоящему научить, так это обращаться с дробями. Вообще, дроби (их сложение, умножение, а особенно деление) - постоянная головная боль моих студентов. Из своего пятилетнего опыта преподавания могу сообщить, что сколько-нибудь уверенно обращаться с дробями могли не больше десятой части моих первокурсников.

Надо сказать, что арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема современного французского среднего образования. Подумайте сами, как объяснить ребенку, что такое деление: небось станете распределять поровну шесть яблочек среди троих мальчиков? Как бы не так. Чтобы рассказать, как учат делению во французской школе, я опять вынужден обращаться к экспертам.

Пусть не все, но кое-кто из вас еще помнит правило деления в столбик. Так вот, во французской школе операция деления вводится в виде формального алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (делимого и делителя) путем строго определенных математических манипуляций получить третье число (результат деления).

Разумеется, усвоить этот ужас можно, только проделав массу упражнений, и состоят эти упражнения вот в чем: несчастным ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены, и эти отсутствующие цифры требуется найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на что угодно.

Разумеется, кроме описанных выше, так сказать, "систематических нестандартных знаний" (которым научили в школе) имеется много просто личных, случайных фантазий. Некоторые из них очень смешные. Например, один юноша как-то предложил переносить число из знаменателя в числитель с переменой знака.

Другая студентка, когда косинус угла между двумя векторами у нее получился равным 8, заключила, что сам угол равен 360 градусов умножить на восемь, ну и так далее. У меня есть целая коллекция подобных казусов, но не о них сейчас речь. В конце концов, то, что молодые люди еще способны фантазировать, - это не так уж плохо. Думать в школе их уже отучили (а тех, кого еще не отучили, в университете отучат - это уж точно), так пусть пока хоть так проявляют живость ума (пока они, живость и ум, еще есть).



Жизнерадостные французские студенты

Источник фотографии: http://www.str.by/study-abroad/obuchenie-vo-Francii/

Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все эти молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на вполне приличном уровне и решить которые (как мне казалось) можно, лишь обладая вполне приличными знаниями. Теперь я знаю ответ на этот вопрос.

Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора - они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и график ее нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено.

А уж что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда - нет-нет да и ошибешься, в спешке не ту кнопочку нажмешь, и тогда получается конфуз. Впрочем, "конфуз" - это с моей, старомодной, точки зрения, а по их, современному, мнению - просто ошибка, ну что поделаешь, бывает.

К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10 миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 миллиметров его совершенно не смутили.

И лишь когда я сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее, он просто начал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это более тщательно и в результате со второй попытки получил правильный ответ. Это был старательный студент, но ему было абсолютно "до лампочки", какой там радиус у Земли: 10 миллиметров или 6400 километров, - сколько скажут, столько и будет.

Только не подумайте, что проблему можно решить, запретив калькуляторы: в этом случае БАК просто никто не сдаст, дети после школы вынуждены будут вместо учебы в университетах искать работу, и одновременно без работы останется целая армия университетских профессоров - в общем, получится страшный социальный взрыв. Так что калькуляторы трогать не стоит, тем более, что в большинстве случаев ученики правильно нажимают на кнопочки.

Теперь о том, как, собственно, учат математике и физике в университете. Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем семестре изучаются три темы: тригонометрия (синусы, косинусы и т. д.), производные функций и несколько интегралов от стандартных функций - в общем, все то, что и так нужно было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете, как это часто бывает, учат все сначала, чтобы научить наконец "по-настоящему".

Парижские студенты

Французские студенты на занятиях

Источник фотографии: http://france42.ru/2009/09/

Что касается тригонометрии, то ее изучение сводится к заучиванию таблицы значений синуса, косинуса и тангенса для стандартных углов 0, 30, 45, 60 и 90 градусов, а также нескольких стандартных соотношений между этими функциями.

Старательные студенты, которых в действительности не так уж мало, все это знают и так. Однако вот ведь какая закавыка, я каждый год упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить, почему синус 30 градусов равен 1/2?

Я преподаю уже пять лет, и каждый год у меня около пятидесяти учеников; так вот, из двухсот пятидесяти моих учеников за все время на этот вопрос мне не ответил ни один человек. Более того, по их мнению, сам вопрос лишен смысла: то, чему равны все эти синусы и косинусы (так же, впрочем, как и все остальные знания, которыми их пичкали в школе, а теперь продолжают пичкать в университете), - это просто некая данность, которую нужно запомнить.

И вот каждый год я как последний зануда пытаюсь их в этом разубеждать, пытаюсь рассказывать, что откуда берется, какое отношение все это имеет к миру, в котором мы живем, тужусь изо всех сил рассказывать так, чтобы было интересно, а они смотрят на меня, как на придурка, и терпеливо ждут, когда же я наконец угомонюсь и сообщу им, что, собственно, нужно заучить на память.

Своим большим успехом я считаю, если к концу семестра один или два человека из группы раз-другой зададут мне вопрос "почему?". Но достичь этого мне удается не каждый год...

Теперь производная функции. Милые эксперты, не пугайтесь: никакой теоремы Коши, никакого "пусть задано эпсилон больше нуля..." тут не будет. Когда я только начинал работать в университете, некоторое время ходил на занятия моих коллег - других преподавателей, чтобы понять что к чему. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного проще, чем нас когда-то учили.

Спешу поделиться своим открытием: производная функции - это штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции. Ей-богу, я не шучу - прямо так вот и учат. Нет, разумеется, это далеко не все: требуется заучить свод правил, что произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п.; выучить табличку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что если результат этих магических операций оказался положительным, значит, функция растет, а если отрицательным - убывает.

Только и делов. С интегрированием точно такая же история: интеграл - это такая вот вертикальная карлючка, которая ставится перед функцией, затем даются правила обращения с этой самой карлючкой и отдельное сообщение: результат интегрирования - это площадь под кривой (и на кой им нужна эта площадь?..).



На это пост заканчивается, а далее - уже добавление от меня, Хиппи Энда:

Честно признаюсь, я уже не помню все правила геометрии, которым нас обучали в средних классах обычной советской провинциальной школы. Но помню, что все четыре арифметические операции с дробями у нас в классе в итоге могли производить даже троечники, и было это, наверное, классе в четвертом-пятом (если не раньше)

Ну, а все основные теоремы геометрии и тригонометрии (в том числе синусы-косинусы) успешно освоило как минимум больше половины класса, во всяком случае все, кто собирался потом поступать в ВУЗ (а таких было - много)

Старый учебник по математике - Файловый архив

Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам?

Источник изображения: http://hitobito.ru/tags/школа/

И вот у меня возникает вопрос: если с того времени в обществе настолько изменилась потребность в умеющих математически мыслить (и вообще мыслить) людях... - не есть ли это маркер того, что некие факторы, сдерживающие общее развитие мышления вида Хомо сапиенс сапиенс - уже "включены"?

Всего лишь один из того множества факторов, которые с некоторых пор начали "ставить пределы" тому самому Росту цивилизации, который еще в мои школьные годы казался, по сути, безграничным и бесконечным - как в книгах Стругацких, возникших в эпоху романтичного выхода человечества в космическое пространство...




Comments

( 27 comments — Leave a comment )
livejournal
Mar. 30th, 2015 12:45 pm (UTC)
Сдерживающие факторы развития мышления - уже включены?
Пользователь psyont сослался на вашу запись в своей записи «Сдерживающие факторы развития мышления - уже включены?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сдерживающие факторы развития мышления - уже включены? [...]
livejournal
Mar. 30th, 2015 01:32 pm (UTC)
Сдерживающие факторы развития мышления - уже включены?
Пользователь magis_amica сослался на вашу запись в своей записи «Сдерживающие факторы развития мышления - уже включены?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сдерживающие факторы развития мышления - уже включены? [...]
vorobeykapromok
Mar. 30th, 2015 01:36 pm (UTC)
У нас так же все (по крайней мере в провинциальных ВТУЗАХ, в Бауманке может и по другому), лично я понял что такое интегралы (именно что это такое, а не как их брать) на уроках информатики. Там нас заставляли решать интегралы методом треугольников (как раз что то вроде яблок и деления), при этом по математике у меня были четверки и пятерки. А что такое производная я понял когда болел и лежал дома, читая книжку "утрата неопределенности", это про историю математики написанную в развлекательном стиле. Классная книженция кстати.
hippy_end
Mar. 30th, 2015 01:41 pm (UTC)
Большое спасибо за информацию и название книги )
vorobeykapromok
Mar. 30th, 2015 02:50 pm (UTC)
У Англосаксов вообще если честно литература лучше, в том числе и научно-популярная.
"Утрата неопределенности" все таки наверно сложновата для человека который не видит красоты в математике (а по моему она лучше любых стихов). Если хочется просто полистать умное увлекательную книжку могу порекомендовать "Конструкции, или почему не ломаются вещи" Джеймса Гордона
hippy_end
Mar. 30th, 2015 04:55 pm (UTC)
Спасибо )

Но это всё на будущее (с надеждой, что будет такая возможность), сейчас, увы, времени не хватает даже на настоящее )
nafanyabesfamil
Mar. 30th, 2015 02:46 pm (UTC)
На неправильно поставленный вопрос не может быть верн
каждый год упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить, почему синус 30 градусов равен 1/2?

Ни фига себе вопросы! Наш мир так устроен, что в прямоугольном треугольнике с углом 30 градусов, длины катета с гипотенузой относятся как 2:1. А вот почему - кто бы мне рассказал. Заодно почему число "Пи" некруглое.

На неправильно поставленный вопрос не может быть верного ответа.
hippy_end
Mar. 30th, 2015 04:57 pm (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Прикалываетесь? )

Формально вопрос сформулирован точно, мне кажется
nafanyabesfamil
Mar. 30th, 2015 05:14 pm (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Наука чаще всего не объясняет "почему", а отвечает на вопорос "как". Множество формул, описывающих физические процессы, введены не из объяснений "почему", но по принципу: достаточно хорошо соответствует процессу.
Попробуйте ответить на вопрос: "почему есть два вида электрических зарядов?", а не, допустим, три?
Вот потому и синус равен 0,5, что он описывает существующий объект, вернее, одно их его свойств.
Почему у указанного треугольника есть такое свойство? Ответ - хрен его знает, так этот мир устроен. Может где-то в параллельной вселенной катеты треугольника обязательно "провисают" - пространство там так странно организовано - поэтому значение синуса может достигать 2 и даже 3 не только в военное время (ц)

Правильный вопрос IMHO должен звучать так: "объясните, что значит (или что из этого факта следует), что синус 30 градусов равен 1/2?"
hippy_end
Mar. 30th, 2015 05:42 pm (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Вопрос "почему" предполагает ответ, который можно начать со слова "потому":
Почему? - Потому что...

В даном случае такой ответ на вопрос "Почему?" - мне кажется, вполне возможен )
nafanyabesfamil
Mar. 30th, 2015 05:55 pm (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Потому, что гладиолус! (ц)

В данном случае такой ответ на вопрос "Почему?" - мне кажется, вполне возможен )
На любой вопрос, в принципе, возможен любой ответ

- тебя что спрашивают: «что в чёрном ящике»? Ты же не можешь ответить «потому что гладиолус»!
- могу!

;-)

Так что на изначальный вопрос правильный ответ должен быть: "Потому, что это же синус! Он для 30 градусов обязан иметь величину 0.5, у него просто нет выбора!" Но так ответить на экзамене - это риск, не каждый экзаменатор признает тонкость момента
hippy_end
Mar. 30th, 2015 06:06 pm (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Корректный ответ в рамках науки геометрии
ray_idaho
Mar. 31st, 2015 12:49 pm (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
у меня сынок в 7-м классе как раз по сути это доказывал геометрически, почему в прямоугольном треугольнике катет, противолежащий углу в 30 градусов - в 2 раза меньше гипотенузы, а их отношение и есть синус
nafanyabesfamil
Apr. 1st, 2015 06:07 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Ну и почему тот катет в 2 раза меньше гипотенузы? По какой причине?
ray_idaho
Apr. 1st, 2015 06:26 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
второй угол 60%, медиана к гипотенузе дает равносторонний треугольник, соответственно сторона, противоположная углу в 30%, равна половине гипотенузы
nafanyabesfamil
Apr. 1st, 2015 06:31 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
На вопрос "Почему" ответа так и не было. Почему у треугольнике сумма углов равно 90 градусов, а не 95 или 100, например?
ray_idaho
Apr. 1st, 2015 06:49 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
на этот вопрос ответили еще тысячи лет назад - наш мир создан именно таким
можно было бы создать другой мир в другой геометрии и другими физическими законами
nafanyabesfamil
Apr. 1st, 2015 08:31 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Об том и речь - прочитайте мой первый комент. бОльшая часть нашей науки отвечает на вопрос "Как?", но не "Почему?"
И раз в посте рассказывается про несколько вопросов, на которые ожидается сжатый ответ, а не долгая дискуссия, вопрос должен быть сформулирован маскимально корректно.
hippy_end
Apr. 1st, 2015 09:24 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Знаете, в детстве я как-то открыл для себя удивительную игру в "Почему?", которая, на мой взгляд, ставила в тупик всех взрослых, буквально всех

"А почему это?" - "Потому что..." - "А это потому что - почему?" и т.д. - вплоть до ответа загнанного в угол взрослого: "Потому, что кончается на "у""

Потом, когда чуть подрос, как-то играть в эту игру разучился

А вот вопрос "Почему?" - употребляю по-прежнему

Парадокс )
nafanyabesfamil
Apr. 1st, 2015 09:35 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
На бытовом уровне вопрос "Почему" уместен.
С точки зрения математики, к корректной формулировке вопроса и определений предъявляются намного более высокие требования.
Неспроста ведь есть байка про "есть как минимум одна овца, и как минимум с одной стороны она черная"
hippy_end
Apr. 1st, 2015 09:43 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Студентам никто не мешал дать любой некорректный ответ на некорректно поставленный вопрос, не правда ли?

Помнится, именно так нас учили в ВУЗе с высоким уровнем преподавания математики - например: "Потому что в геометрии принято считать косинус угла в прямоугольном треугольнике, который... ну и так далее"

Однако об этом НЕ упоминается
nafanyabesfamil
Apr. 1st, 2015 09:59 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Могла помешать просто ожидаемая краткость ответа, а так же
возможность просто промолчать. Если вопрос задан "для всех", то каждый мог подумать "пусть другой ответит".

"Всех спросил" и "Спросил каждого" - это два разных процесса, с разной результативностью. К сожалению, из приведенной фразы невозможно выяснить, что имелось в виду.
Ivan Kulikov
Apr. 1st, 2015 07:13 am (UTC)
Re: На неправильно поставленный вопрос не может быть ве
Ну вообще-то это вытекает из принятых аксиом. Не надо приплетать сюда реальный мир, математика - абстрактная наука, любые совпадения с реальностью - случайны ;)
jabelyipushisty
Mar. 31st, 2015 05:45 am (UTC)
это статья упомянутого доценко "5-е правило арифметики", опубликованная лет 10 назад в журнале "наука и жизнь", только урезанная
первоисточник: http://www.nkj.ru/archive/articles/457
hippy_end
Mar. 31st, 2015 09:08 am (UTC)
Да, спасибо за ссылку )

Помню, в оригинале была еще и простенькая математическая задача на уровне средних классов советской школы, которую его студенты так и не смогли решить
max_vansinndler
Mar. 31st, 2015 07:06 pm (UTC)
Ученик Питирима Сорокина Таллкотт Парсонс написал довольно толстую и заумную книжку "К структуре социального действия". Так вот, там есть прекрасное (но занудное) описание механизма воспроизводства общества, которое состоит из
1) Мотива социализации.
2) Идеал / анти-идеал социализации.
3) Программа социализации. (Учебник)
4) Полигон социализации (социальное пространство по П.А. Сорокину).
5) Ресурсы социализации (материальные, финансовые, интеллектуальные, людские, временные).
6) Наставник.
7) «Герой социализации» (живой пример для подражания).
8) Система наказаний и наград.
9) Экзаменатор.
10) Процедура экзамена.
Если хотя бы один элемент системы социализации (воспроизводства общества) поломается, то вся система может оказаться на грани поломки.
Но (!)каждое общество создаёт и поддерживает необходимый ему уровень сложности механизма социализации, который в силу этого обладает известной инертностью. Маразматические процессы начинаются тогда, когда само общество потихоньку примитивизируется, а потому с меньшим вниманием бдит за качеством работы механизма, в котором начинаются процессы, кои так хорошо описаны в данном посте. Если бы для Франции было бы РЕАЛЬНО жизненно важно качество обучения математике и всему остальному, то целая армия надсмотрщиков бы бдила и писала кипятком во все стороны.
Т.е. социальная система Франции потихоньку идёт вразнос, а её система образования, это не ОПЕРЕЖАЮЩИЙ, а, напротив, ОТСТАЮЩИЙ индикатор.
hippy_end
Mar. 31st, 2015 07:14 pm (UTC)
Спасибо за содержательный комментарий )
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

hippy_end
hippy_end

Latest Month

April 2024
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner