Просмотрел ленту и официальные источники информации по отслеживаемым мной странам и темам -- везде сплошной коронавирус, как повод остановить какую бы то ни было экономическую активность
В общем, систему цивилизации, похоже, конкретно колбасит
И вместе с тем -- редкий случай -- ни-че-го для журнала пока НЕ нашел ни в ленте, ни у ТАСС или РИА новости
Зато вчера вечером наконец-то закончил расшифровку очередного уникального 45-минутного фильма стримеров "Анна-Ньюс" о наступлении 25-й дивизии ("Силы Тигра") на юге Идлиба и затем -- повторном освобождении ею Серакиба
Так что, если еще не видели, -- смотрите, а если нет возможности смотреть столь длинные видео -- читайте
Съемки из ведущего ночью огонь танка
По рации: «Наведись выше. Посмотри, где они, выше и левее. Медленнее, спокойнее. Отлично»
Стример: «Ночь с 23 на 24 февраля можно считать датой начала нового этапа операции «Идлибский рассвет». За последние несколько дней правительственным силам удалось не только перебросить подкрепления к трассе М5, но и отбить несколько крупных атак террористов. Причем, поддержаны они были как турецкой бронетехникой, так и артиллерией. Сегодня командование 25-й дивизии поставила бойцам задачу овладеть крупным населенным пунктом Кафр-Сиджна»
Офицер: «Сегодня было уничтожено два боевика. Вдобавок еще две машины. В машинах было оружие, а на одной был установлен ДШК»
Офицер, по рации: «Внизу дорога открыта? Да, я понял. Давайте отметим координаты… Вперед, парни из 25-й дивизии!»
Офицер: «Сейчас, после штурма Ракия Сиджны мы пойдем в сторону Кафр Сиджны. А потом мы двинемся в сторону деревни Шейх Мустафа. И, дай Бог, через несколько часов силы 25-й дивизии освободят этот район»
Титр: «24 февраля»
Наутро – разбитая машины боевиков
Репортер: «Кафр Сиджна еще со времен битвы за Хан-Шейхун была серьезно укреплена террористами. Район этой стратегически важной высоты давал им возможность сосредоточиться и одним броском перерезать трассу М5 на участке между городами Хан-Шейхун и Маарат ан-Нуман.
Перед бойцами 25-й дивизии открывался вид на горы Южного Идлиба. Но чтобы дойти до них еще предстояло освободить немало городов и сел за Кафр Сиджной, -- панорама города. -- Боевикам становилось всё сложнее сдерживать наступление правительственных сил. Отходящие в горы террористы бросали свои последние укрепления. Очередной целью на пути «тигров» стали город Маарат Хурма к северо-западу от трассы М5»
Обстрел города на холме – идущие в атаку бойцы – танк ведет огонь
Офицер, по рации: «Вот танк! А перед танком отправил к тебе минный трал. Уже трое боевиков рядом. Нанеси по ним удар из танка. Справа от тебя «Шилка» и Зу-23, тоже поддерживают»
Интенсивный обстрел города на холме
Офицер: «После взятия Маар Зейты продолжаем наступление в район Маарат Хурмы. Мы уже в самом селе. Встретили сопротивление. Обстрелы, снайперы противника. Все равно мы продолжаем наступление. Всё идет по плану»
Титр: «25 февраля»
Бойцы идут по зеленому, весеннему склону холма
Стример: «Это – гористая местность южного Идлиба. Севернее печально известного города Кафр-Набуда. Именно с этим территорий летом 2019 года боевики атаковали правительственные силы. Сейчас, когда бойцы 25-й дивизии находятся уже у города Кафр-Нубль, незаконные вооруженные формирования покидают эти территории»
Боец на трофейном мотоцикле боевиков – подземные тоннели
Стример: «В этих пещерах еще ночью были боевики. Об этом говорило буквально всё вокруг. Свет, оставленная еда и боеприпасы. Уходили в спешке на север. Единственным местом, где они еще хоть как-то могли попробовать удержаться, был город Кафр-Нубль»
Бойцы на броне в оливковой роще – танк на дороге – обстрел – оператор залег
Стример: «Эта деревня называется Сакля. С нее уже открывается вид на Кафр-Набль. Поэтому неудивительно, что боевики решили встретить правительственные силы именно здесь. Сейчас на этой высоте остаются боевики, которые продолжают сопротивляться. Их выбивает артиллерия»
Кадры обстрела
Кадры фиксации авиа и артиллерийских ударов по джихадистам в Кафр-Набле
Танк на дороге
Репортер: «После короткого, но ожесточенного боя последние деревни перед Кафр-Нублем были взяты. К городу с трех направлений подтягивалась броня и штурмовые отряды»
Стример: «Светлое время суток уже заканчивается, день сегодня был непростой, но бойцы 25-й дивизии уже выходят на восточные окраины Кафр-Набеля»
Танк валит оливковые деревья на пути
Ночная съемка
Командир, по рации: «Бойцы группы «Термах»! Всё, что я скажу, это в вашу честь! И в честь Камханы, откуда вы родом. Камхана – ты источник мужества! Камхана – весна берет начало их твоей земли! Народ твой – старики, молодежь – для противника они, как землетрясение. Пусть Бог хранит твой благородный народ! Моя Камхана, я обращаюсь ко всем, от мала до велика, пусть беды проходят стороной, а горе рассосется»
Стример: «Мы уже на окраине Кафр-Набеля. Сейчас сюда подходит бронетехника, стягиваются штурмовые группы. У каждой из них будет свой сектор. Будет ли здесь обнаружен противник, пока неизвестно. Возможно, все свои резервы он перебрасывает в Идлиб и атакует Нейраб и другие территории…
Ну вот мы уже и в центре Кафр-Набеля. Чувствуется, что 25-я дивизия идет буквально по патям отступающих боевиков. Только мы здесь в потемках обнаружили три уничтоженных пикапа. В них было трофейное оружие. Видимо, боевики продолжают отступать. Видимо, в Эль-Бару или Хазарин»
Титр: «26 февраля»
Репортер: «Еще до войны Кафр-Нубель считался негласной столицей запрещенного в России движения «Братья мусульмане». И, хот стены города встречали нас многочисленными граффити о сирийской революции и арабской весне, власть здесь принадлежала вовсе не тем, кто называет себя оппозицией. Убедиться в этом можно было наглядно, исследовав многочисленные пещеры, вырытые боевиками вокруг Кафр-Нубеля»
Подземные города боевиков
Щит у дороги: «Запрещено приближаться гражданским лицам»
Репортер: «Еще одним ярким примером варварства со стороны террористов стали руины древнего византийского города Асаж аш-Ширах. Сирийская аль-Каида оборудовала здесь центр подготовки. Расчет был весьма прост. Правительство НЕ наносит удары по историческим объектам, и поэтому здесь фанатики могли себя чувствовал в полной безопасности. По сути, террористы брали в заложники культурное наследие, принадлежащее всему миру. При этом не имея к нему ни малейшего отношения»
Подземные казематы
Репортер: «После взятия Кафр-Набеля сирийцам удалось освободить небольшой город Хазарин. Он и стал плацдармом, с которого «Силы Тигра» стали взбираться вверх на горы Джебель аз-Завия. Их потеря для террористов грозила скорой утратой второй стратегически важной трассы в большой Идлибе. Речь идет об автостраде М4 Алеппо – Латакия»
Боевые действия в горах
Видео фиксация авиа и артиллерийских ударов по джихадистам
Репортер: «Фронт боевиков в горах у трассы М4 продолжал рушиться. Но в ход боевых действий уже в открытую вмешалась Турция. Президент Эрдоган еще в середине февраля выдвинул официальному Дамаску ультиматум: к 1 марта отойти у границам зоня деэскалации Идлиб, очерченным в 2018 году.
Для весомости этих требований в Идлиб вошла крупная группировка турецкой армии. И обстановка накалилась до предела в ночь с 26 на 27 число. Тогда от удара сирийской авиации погибли 33 турецких военнослужащих. И именно это дало официальный повод Анкаре объявить о начале операции «Щит весны».
Турецкая стороны задействовала всё вооружение, которое находилось в зоне деэскалации Идлиб. За короткий промежуток времени было сбито три самолета и два вертолета сирийских ВВС. Также под удары попадали колонны, идущие на подмогу правительственным силам в район Серакиба.В небе над городом кружили ударные турецкие беспилотники. Отступившие отряды боевиков сосредотачивались вокруг этого стратегически важного перекрестка трасс М4 и М5. Их целью было надежно закрепиться.
Для того, чтобы стабилизировать фронт, «Силы Тигра» были срочно переброшены из гор Идлиба, встав в оборону на трассе Алеппо – Дамаск. Все ожидали того момента, когда на полную мощность включится сирийская ПВО. И вот 1 марта с неба посыпались турецкие ударные беспилотники. За один день было сбито около 6 аппаратов. Именно это и послужило сигналом для 25-й дивизии перейти в контрнаступление»
Видео фиксация ударов по боевикам
Титр: «2 марта, окраины Серакиба»
Ночная съемка выдвигающихся бойцов
Стример: «Глубокая ночь, три часа. Обычно в это время 25-я дивизия не атакует. Но за последние дни тактика подразделений серьезно изменилась. На вооружение, по сути, принята тактика противника, боевиков. Теперь пехота накапливается малыми группами в зданиях. Все эти дни это происходило. Техника также стягивалась сюда, к передовой, маскировалась, загонялась в укрытия. Всё из-за того, что в небе активно работают турецкие беспилотники.
Сегодняшней ночью бойцам 25-й дивизии предстоит с южных окраин войти в город Серакиб. Атаковать будет только пехота»
Утро на окраинах города
Стример: «Раннее утро 2 марта. Мы в городе Серакиб на трассе М5. Ночью бойцам 25-й дивизии удалось зайти в город, завязался бой, и боевики были вытеснены к северным окраинам. Сейчас по правительственным силам бьет турецкая артиллерия. Также в небе кружат турецкие БПЛА. Поэтому перемещаться приходится от здания к зданию короткими перебежками. Главная задача правительственных сил на данный момент – это надежно закрепиться. Потому что все ожидают контратаки»
Офицер: «Были некоторые трудности из-за обстрелов турецкого противника, беспилотников и пехоты. Несмотря на все сложности, в этом бою мы уничтожили несколько бронированных машин и боевиков»
Стример: «Когда боевики входили в Серакиб, то повесили на телекоммуникационной вышке огромное знамя Сирийской Свободной Армии. Сейчас его там нет. Видимо, они забрали его при отступлении, или его сорвало ветром. Но в любом случае это знамя над городом больше не развивается»
Бойцы с трофеями – «Автоматы боевиков?» -- «Да, это трофеи. Взяли в той стороне»
Стример, перевязывает раненного бойца 25-й дивизии: «Придется перематывать. Потому что сейчас ударил беспилотник. Причем, бьет достаточно подло. Сначала он ударил по группе людей. Подъехала машина, чтобы их вытащить, ударил еще раз, -- близкие взрывы. – В машину, в «Скорую» ударил! Да, -- горящая «Скорая помощь». – Сначала снаряд прилетел в ту сторону, -- показывает. – Ударили, -- здание вздрагивает от взрыва, -- Ударили по одной группе. Пошли оказывать помощь. Соответственно обстрел дальше продолжился. Подъехала машина «Скорой помощи», и ее накрыло точным попаданием. Вот так вот действуют турки»
Горящая «Скорая». В здании перевязанный боец инстинктивно прикрывается от очередного взрыва
Бойцы идут по городу
Стример: «Артиллерийский обстрел закончился. Батарею эту, видимо, подавили. Поэтому сейчас штурмовые группы дозачищают город. Боевики точно здесь есть»
Солдаты перебегают открытые участки улиц со всей возможной быстротой – выстрелы – подъезжает танк
Командир: «Подъезжаешь танком и складываешь здание. Только быстрее, быстрее»
Танкист: «Я сделаю выстрел и отъеду. Буду так бить снаряд за снарядом» -- жестикулирует
Танк бьет с перекрестка – отъезжает – перестрелка – быстро перебегающие бойцы – «Там кто-то есть?!»
Командир: «Кто стреляет?» -- «Там есть противник»
Интенсивная стрельба – бойцы со всех ног перебегают площадь – за ними стример с оператором – они уже в здании – из окон ведут огонь бойцы – в том числе командир
Трупы убитых боевиков на улицах и в зданиях Серакиба
Пленные – «Из какой вы группировки?» -- первый: «Файлак аш-Шам» -- второй: «Я новобранец. Только вступил в «Файлак»» -- «Турция снабжает вас танками и поддерживает огнем?» -- первый: «Да» -- «Откуда поддержка?» -- «Турция» -- «Участвует турецкая армия в наступлении?» -- «Да» -- «А турецкие офицеры?» -- «Да, есть»
«Откуда ты родом?» -- «Из Кукраи» -- «Кто вам платит?» -- «Турция» -- «Сколько именно?» -- «Боевые – 10 тыс. лир в день» -- «Есть у вас иностранцы?» -- «С нами нет» -- «В Серакибе были иностранцы?» -- «Скорее всего на другом направлении» -- «Узбеки, уйгуры воюют?» -- «Да, здесь воюют» -- «Нусра и Турция союзники?» -- «Верно» -- «Т.е. между ними взаимодействие?» -- «»Турция оказывает поддержку»
«Участвовал в наступлении на Серакиб?» -- «Нет,.тТлько вчера вечером прибыли на позиции» -- второй: «Я новобранец. Первый раз оказался в бою»
Титр: «6 марта, с. Дадих»
Стример: «5 марта в Москве проходили переговоры между президентами России и Турции. Главной темой безусловно была ситуация в Идлибе. Прямо во время проведения встречи террористы предприняли крупную контратаку на село Дадых. Пока в Москве жали руки, здесь шел ожесточенный бой.
Вечером было заявлено, что у нуля часов по московскому времени в Идлибе начинает действовать режим прекращения огня. Вокруг трассы М4 создается буферная зона и вскоре будут запущены совместные российско-турецкие патрули. От своего главного требования: заставить правительственные силы отойти на границы зоны деэскалации Идлиб от 2018 года президенту Турции пришлось отказаться. Многие аналитики назвали это победой российской дипломатии.
Террористы Хайят Тахрир аш-Шам объявили результаты переговоров предательством со стороны руководства Турции. Группировка объявляет о продолжении вооруженной борьбы. Вот так террористы в очередной раз оказались разменной монетой в крупной политической игре. Переговоры в Москве окончились. А боевики так и остались лежать на этой земле»
Кадры убитых джихадистов
Репортер: «Большое число военных аналитиков с нетерпением ожидало последнего дня февраля. Ведь существовала реальная возможность объявления Турцией войны Сирии. Несмотря на то, что это не было сделано, накал сражений под Серакибом был ожесточенным. Армии Сирии, 9 лет ведущая борьбу с терроризмом, потерявшая за эти годы десятки тысяч бойцов и офицеров, пришлось столкнуться с одной из сильнейших армий блока НАТО.
Что напишут об этой необъявленной войне историки, кого они назовут победителем, кого проигравшим, покажет лишь время. Но в этой ожесточенной борьбе правительственным силам удалось удержать трассу Алеппо – Дамаск. Теперь по ней снова открыто движение для гражданских маршрутов и грузов. Трассы, проходящие через мятежную провинцию, важны для будущего народа Сирии. А что ожидает террористов Хайят Тахрир аш-Шам и их пособников, пока остается гадать»
Подземные лабиринты боевиков
Сирия -- опубликовано 8 марта 2020 года