Наконец-то вчера вечером закончил расшифровку очередного уникального часового фильма стримеров "Анна-Ньюс" о наступлении 25-й дивизии ("Силы Тигра") на Маарат ан-Нуман
Так что, если еще не видели, -- смотрите, слушайте, а если сложно смотреть часовые видео, -- читайте
Реальность сирийской войны
Титр: «30 декабря, Южный Идлиб»
Стример: «В Сирии начался сезон проливных дождей. Осадки выпадают круглые сутки. Естественно всё это сказывается на прямой видимости. Потому что с заходом солнца всё застилает густой туман. Непогодой решили воспользоваться террористы Хайят Тахрир аш-Шам. Вчера они предприняли попытку наступления на широком участке фронта между городами Тэх и Джарджаназ»
Командир джихадистов: «Сегодня будем их резать!»
Стример: «Таких атак с конца декабря террористы провели немало. И почти все из них заканчивались существенными потерями для боевиков. Но раз за разом террористы вновь провоцировали сирийскую армию. Ни очередные перемирия в Идлибе, ни убеждение Турции не смогли остановить религиозных экстремистов»
Офицер: «Террористы атаковала нас со стороны Маарат ан-Нумана, направляясь через Дейр-Шарки, Дейл-Гарби, Бабулин. «Силы Тигра» успешно отразили эту атаку, уничтожая их джихад-мобили и бронированные пикапы. Мы нанесли им большой урон, они понесли серьезные потери»
Кадры с поля боя
Титр: «24 января. Окрестности Дейр-Шарки»
Сирийский танк ведет огонь по селу
Стример: «Для тех, кто каждый день рискует жизнью на фронте, очевидно, что договориться с боевиками о прекращении огня и отводе вооружений не получится. И если ест радикальные проблемы, тогда и решения будут радикальными. Операция «Идлибский рассвет» была продолжена спустя месяц после перерыва»
Ночные съемки уходящих на задание солдат
Офицер: «В течение нескольких часов Дейр-Шарки будет под нашим контролем, дай Бог. 25-я дивизия САА»
Кадры ночного боя
По рации: «Давайте быстрее. Первый, второй, третий… Проверяйте дом…»
Стример: «Ночь не оставляет террористам никаких шансов. Виной тому тотальное превосходство над противником в приборах ночного видения. У боевиков нет эффективной тактики противодействия. За первый день наступления правительственными войсками были заняты населенные пункты Дейр-Шарки и Маар-Шемарин»
Офицер: «25-я дивизия спецназа смогли обить два важны города террористов, находящихся на юге Идлиба, к востоку от города Маарат ан-Нуман: Маар-Шемарин и Дейр-Шарки. Мы уже освободили в этих городах все государственные учреждения»
Титр: «Мэрия Дейр-Шарки»
Надпись: «Бог един и Мухаммед пророк его»
Стример: «Эти два населенных пункта не просто точки на карте. Рядом с селом Дейр-Шарки была занята высота Сирия-Тел. С нее город Маарат ан-Нуман виден, как на ладони. По прямой до него оставалось не более двух километров. Но штурмовать Маарат ан-Нумар было еще рано»
Офицер с трофейными документами: «Заявка на получение денег. Техника, оружие, прочие расходы. 37 тысяч долларов – техника, 22500 -- оружие, 9500 – другие расходы»
Трофеи – тоннели – надпись на стене: «Гостиная. Абу Ибрагим и Абу Шам»
Титр: «Удары по НВФ в Южном Идлибе» -- фиксация
Титр: «25 января, Южный Идлиб»
Офицер: «Мы сейчас готовимся освободить деревни Маар Шимши и Телль-Менис. С этой священной точки на юго-востоке Идлиба мы обещаем нашему президенту Башару Асаду освободить все земли нашей родины»
Хором: «Душой и кровью мы за тебя, Башар!»
Кадры ночного боя
Стример: «Сегодняшней ночью сирийская армия планирует занять город Телль-Менис. Поэтому сейчас мы выдвинулись со стороны города Джарджаназа, ушли направо, буквально метров 500, вышли на параллельную дорогу, которая соединяет города Джарджаназ и Телль-Менис, и направляемся в сторону этого населенного пункта»
Кадры ночного выдвижения – бойцы у костра
Офицер: «Мы внутри САУ «Гвоздика», ведем огонь по Маар-Шинши. Стреляем по точкам террористов в Маар-Шимши, провинция Идлиб. Есть гражданские в Идлибе, но мы работаем только по террористам. Там есть преданные родине люди, которые любят свою страну. А все террористы будут уничтожены до последнего»
Залп РСЗО
Титр: «26 января, Телль-Минис»
Надписи: «Бог един и пророк его Мухаммед» -- «Бригада Уммы [нации]» -- трофеи
Стример: «Телль-Минис и Маар-Шимши – это достаточно крупные города, которые были освобождены всего за одну ночь. Здесь террористы готовились остановить правительственные войска и подготовили несколько линий обороны. Но при встрече со штурмовыми группами они предпочли не испытывать судьбу и отошли севернее Маарат ан-Нумана. А силы 25-й дивизии продолжили охватывать город с восточной стороны»
Танк днем ведет огонь – залпы в сумерках
Офицер: «Мы готовимся штурмовать Маар-Шурин. Дай Бог, через несколько часов он будет наш. В руках солдат 25-й дивизии. Пока боевики ведут по нам огонь из снайперских винтовок, стреляют из РСЗО, минометов. Но все равно мы скоро положим этому конец»
Кадры ночного боя
Стример: «Контроль над городом Маар-Шурин давал возможность наконец-то перерезать трассу между городами Маарат ан-Нуман и Серакиб, что и было сделано той же ночью»
Офицер: «Слава Богу, мы отбили Маар-Шурин и перекрыли автостраду Дамаск – Алеппо к северу от Маарат ан-Нумана. Дай Бог, будет отбила деревня Бабилла в течение нескольких часов. 25-я дивизия спецназа. Все ребята с хорошим настроением. И пехота, и мехводы БМП и все-все-все. Дай Бог, продвижение продолжится»
Титр: «27 января, Маар-Шурин»
Стример: «Ну вот, первые метры по трассе М5 на участке между городами Маарат ан-Нуман и Серакиб. К сожалению, ехать приходится очень быстро. Потому что и не знаешь, откуда прилетит нацеленную на твою машину ПТУР»
Щит у дороги: «Демократия – религия Запада. Мусульманство – это и есть решение»
Надпись на стене дома: «Религия – для Бога, а родина – тоже для Бога»
Артиллеристы: «Отойди» -- залп – «Левее, левее чуть»
Солдаты быстро идут по дороге: «Ракеты РСЗО» -- столб дыма вдали – трофеи
Офицер: «Мы сейчас штурмуем Марату. И в ходе осмотра нашли боеприпасы: снаряды, минометы – они перед вами. А мы продвигаемся в сторону Маарат ан-Нумана»
Стример: «27 января оборона боевиков обвалилась на широком участке фронта. За один день 25-й дивизии удалось освободить села Кафр-Басин, Ткани, Дейр-Гарби, Псида, Маарата, Бабулин и Масран. Этот стремительный бросок позволил перерезать трассу М5 уже южнее города Маарат ан-Нуман. Террористы контролировали только западные дороги, ведущие в город»
Кадры дневного наступления «Тигров»
Офицер: «Войска 25-й дивизии освободили район аль-Хамидия. Также военный лагерь аль-Хамидия, который был полит кровью наших павших. Эта земля стала последним пристанищем для наших героев [в 2014 году]. Они защищали нашу землю до последней капли крови. Мы войска Сирийской Арабской Армии, «мужики Тигра», -- хором. – Кровью и душой мы за тебя, Башар!»
Титры: «Удары по ПВФ в Южном Идлибе» -- фиксация – «Уничтожение здания с НВФ» -- «Бронепикап с пехотой заезжает в здание» -- взрыв – «Последствия удара по бронепикапу» -- «Замаскированная РСЗО» -- взрыв – далее аналогичные кадры фиксации – «Удары по опорному пункту НВФ» -- «Пикап с боевиками» -- «Пикап с боевиками покидает место артиллерийского удара» -- удар по пикапу
Титр: «28 января, Южный Идлиб»
Стример: «Под звуки артиллерийской канонады сирийская армия начинает операцию по полной блокаде города Маарат ан-Нуман. Вот здесь внизу, среди оливок лежит город Кафр-Рума. Через него проходит последняя дорога снабжения наполовину окруженного города Маарат ан-Нуман. И если сейчас правительственной армии удастся его занять, то находящиеся внутри боевики будут полностью окружены»
Стример: «По данным разведки в города Кафр-Рука оставалось несколько групп боевиков. Это их излюбленная тактика: оставлять в качестве заслона несколько снайперов и пулеметчиков для того, чтобы прикрыть отступление крупных сил террористов. По возможности эти небольшие отряды должны вступать в перестрелки и немедленно отходить. Но Кафр-Руму штурмовали с нескольких направлений. И несколько таких отрядов экстремистов оказались зажатыми в городской застройке»
Интенсивная перестрелка в городе
Стример: «Боевики продолжают удерживать какие-то свои позиции. Бойцы говорят, что это скорее всего какой-то тоннель. Один раненый долго пролежал без помощи. Вот сейчас к нему подъехала БМП, которая используется для эвакуации раненых»
Бой в городе
Крик солдата: «Возьми оружие!» -- бросает своим оружие боевика
Офицер: «Его обнаружили, когда он выбежал из дома. стреляли по ногам и арестовали его» -- раненный джихадист
Допрос: «Ты откуда?» -- «С Кафр-Румы» -- «Кому подчиняешься?» -- «Ахрар аш-Шам»
Стример: «Последняя крупная дорога в Маарат ан-Нуман была перерезана. Поэтому 25-я дивизия решила не откладывать штурм города. И к обеду начала продвигаться через его пригороды, подавляя последние очаги сопротивления»
Съемки с едущего по пригороду танки – стрельба в городе – танк ведет огонь – перебегающие бойцы
Офицер: «Мы движемся в сторону Маарат ан-Нумана. В этой местности работают снайперы. И дай Бог, мы продолжим движение вдоль автострады, пока полностью не освободим ее. Участок от Хамы до Маарат ан-Нумана уже в безопасности»
Стример: «После скоротечного боя на окраинах Маарат ан-Нуман открыл свои двери для правительственной армии. Войска вошли внутрь без сопротивления и приступили к зачистке»
Кадры в городе
Стример: «Древняя цитадель города Маарат ан-Нуман. Когда-то она стала крепким орешком на пути продвижения крестоносцев. Используя исторические аналогии, террористы обещали превратить этот город в неприступную крепость»
Офицер: «Во время наступления сирийской армии из Марат-Шмарин, Маар-Шурин и Кафр-Румы мы наступали, а террористы сразу удрали. И сейчас уже здесь нет ни одного боевика. Они всё врут. В Маарат ан-Нумане нет никаких террористов. Вы можете снимать город полностью, он в безопасности, боевики удрали от нас, как мыши»
Разрушенный войной город – надписи на стенах – мертвый боевик
Стример: «Но как оказалось, радость от победы была преждевременной. В пригородах Маарат ан-Нумана продолжали находить отдельные группы боевиков»
Танк ведет огонь на городской улице
Стример: «Там, вот в том доме засело несколько боевиков. Сейчас подогнали танкт, будет их выкуривать оттуда»
Офицер: «Подождите, без суеты»
Стрелковый огонь по укрытию боевиков – солдат стреляет из гранатомета
Офицер: «Это мой сектор стрельбы» -- переговоры: «Подай, подай сюда» -- «Дай гранату» -- огонь по окну на втором этаже – перестрелка
Офицер: «Всё, закончили… Направляемся в Бабилу» -- другой: «Поднимемся наверх?»
В кадре трофейный мотоцикл боевика – трофейное оружие – убитый джихадист
Кто-то: «Боевик из ан-Нусры» -- еще один убитый джихадист – подвальное укрытие под домом
Стример: «В окрестностях Маарат ан-Нумана было обнаружено немало оборонительных сооружений и пещер. И что-то нам подсказывает, что копали их вовсе НЕ так называемые умеренные боевики»
Еще мертвый джихадист – надписи на стенах
Переводчик: «Бригада «Северный щит». Организация «Аль-Каида на землях Сирии». «Джебхат ан-Нусра», организация «Аль-Каида» возвышается над «неверными»
Флаг «умеренной оппозиции» в убежище – еще мертвые джихадисты – турникет для остановки кровотечения на земле – наркотическое обезболивающее «Трамадол» -- порошок для остановки кровотечения – еще и еще убитые джихадисты – шлем 6Б-47 – остатки автомата со сбитым номером – еще одно подземелье – большое, длинное, капитальное – надпись на стене: «Усама «Узбек»»
Блокнот джихадистов – стример: «Понятно. Это основы минного взрывного дела. А что у нас здесь? Детонатор, химический, механический, электрический. Гексоген, тетрил. Механический детонатор. Его устройство. Так, здесь фурминатор ртути, скорость детонации»
Надпись на стене: «Бронетехника Абу-Талка из Телль-Миниса»
Целый город под землей
Плакат на стене -- переводчик: «Лучшие мученики – те, кто сражаются против сильных и не изменяют вере» -- плакат: «Воины шариата» -- надпись: «Джебхат ан-Нусра» -- надпись: «Абу аль-Дип Альвар, 8 января 2019 года, «Тахрир аль-Шам»» -- различные мины, ударные ядра – замыкатели – капсули детонаторы – пояс смертника – фугасы – оружие – гранаты – газовые баллоны
Надпись на стене: «Соколы Шама» -- менее обустроенные тоннели
Проводник: «При осмотре деревни Маар-Шимши обнаружена целая сеть тоннелей. К примеру, этот тоннель длиной в 2 км. когда мы его осмотрели, то обнаружили противопехотные мины. Они их оставили, чтобы остановить продвижение сирийской армии. А мы в свою очередь разминировали все мины до конца этой пещеры»
А наверху – адская пушка боевиков для стрельбы газовыми баллонами – и снова тоннели – кресла в одном из помещений
Наверху – трофейная самодельная установка залпового огня – пушка – и снова узкий спуск в тоннель у одного из домов – кровать в подземной комнате – новые входы – новые тоннели – ложе с подушками – ковер на полу
Снаружи – указатель: «Медицинский центр «Аль-Салям»» -- схема подземного медицинского центра на стене – брошенное боевиками оборудование – тоннели – умывальник – полная окурков пепельница на ковре – медикаменты
Еще тоннели
Сирия -- конец января 2020 года