А заодно... и еще более наглядная характеристика того, о чем даже НЕ подозревает Автор ниже приведенной заметки -- ее собственного "социал-видизма" (по аналогии с тем "социал-дарвинизмом", который она клеймит), выступающего в столь же откровенной форме искреннего непонимания, почему других животных плохо содержать в зоопарках так же, как животных людей
До понимания, что другие люди -- филиппинцы, народ культуры Сан (которых европейцы презрительно поименовали "бушменами", аборигены Австралии... -- тоже люди, такие же, что и "просвещенные европейцы" -- цивилизованное человечество уже как бы "доросло"
Быть может, дорастет и до понимание, что другие животные -- суть тоже такие же живые существа, что и люди, даже очень цивилизованные (?)
Звучит фантастически, не правда ли?
Хотя, может, и не более фантастично, чем звучали некогда взгляды на негров рабов, как на таких же людей, что и белые...
Далее -- цитирую, выделяя некоторые места, очень наглядную иллюстрацию того, как формировалась система жизненных ценностей Евроатлантического Запада:
«Люди в клетке
<…>
Представители народностей Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди – переходное звено в теории эволюции Дарвина. И вот ходили смотреть на живую «иллюстрацию» к этой теории.
«Дикарей» (по мнению цивилизованного мира) силой вывозили с их земель, помещали в клетки и – демонстрировали изумленной публике. Часто строили «этнические деревни» – хижины, яранги, назначали главарей племени, и они должны были демонстрировать посетителям свой быт – изображать охоту, приготовление пищи и т.д.
Сейчас тоже строят этнические деревни и даже часто нанимают актеров, чтобы те изображали особенности быта того или другого народа, но это – совсем другое дело. В «их» деревнях люди жили в неволе, а условия их жизни не отличались от условий, в которых содержали животных, а порой были и хуже – ведь поймать человека – женщину, ребенка – проще, чем льва или тигра. Умирали узники зверинцев и от непривычного климата и непривычной пищи.
Когда в зоопарк поступал новый «экземпляр», его тщательно изучали – замеряли череп, фиксировали форму носа, цвет кожи, изучались особенности языка. Потом выдавалось заключение, официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им товара – туземца.
К концу XIX века «человеческие зоопарки» работали в Нью-Йорке, Антверпене, Лондоне, Барселоне, Варшаве и многих других городах.
«Деревня негров», представленная на Всемирной выставке 1889 года в Париже, за время своей работы привлекала внимание 28 миллионов посетителей. «Цивилизованные европейцы» гуляли вдоль клеток с людьми и не испытывали при этом никаких угрызений совести. Ведь даже самое последнее ничтожество могло чувствовать при этом свое превосходство.
Больше всего выставки людей нравились немцам. Конечно, немалую роль в этом сыграла популярная тогда теория Дарвина. Во второй половине XX века «цивилизованная Европа» осознала наконец, что держит в клетках не обезьян, а людей. Не таких, конечно, цивилизованных, как они сами, но все-таки людей.
[Т.е. держать в клетках обезъян по-прежнему было "вполне нормально" и "угрызений совести" НЕ вызывало -- Хиппи Энд]
Постепенное исчезновение «человеческих зоопарков» произошло в 1930-х годах. Связано это было не только с распространением антирасистских настроений, но и с Великой депрессией, которая снизила спрос на подобные развлечения естественным путем. В 1936 году в итальянском Турине закрылся последний постоянно действующий «человеческий зоопарк».
Но последний такой зоопарк демонстрировался уже после войны, в 1958 году. Тогда на всеобщее обозрение была выставлена целая конголезская деревня. И это не где-нибудь, а на выставке Экспо-58, в самом «сердце» Европы – Брюсселе. Представляете – среди достижений науки и техники, макетов спутников – чернокожие люди. Африканцы, отделенные от посетителей забором, представляли свой «дикарский быт».
Конго стал колонией Бельгии еще во второй половине XIX века. Король Леопольд Второй в 1885 году захватил обширные территории в бассейне реки Конго и провозгласил себя правителем «Свободного государства Конго».
В течение 23 лет Бельгийское Конго являлось личным владением Леопольда, а все его жители стали рабами монарха. Они добывали для него каучук и слоновую кость.
Бельгийские газеты писали, что в Конго проживают жестокие и кровожадные дикари-каннибалы, с которыми необходимо обращаться жестко. Внушить «дикарям» почтение к королю должна была его частная армия, сформированная из представителей африканских племен под руководством бельгийских офицеров.
И называлась такая армия «Общественные силы» (Ничего не изменилось с тех пор: Большой Белый Брат направляет своих военных и руками наемников, ради своей выгоды уничтожает неугодных и проводит свою политику).
В общем, пока одни африканцы убивали других африканцев, погоняли кнутами добытчиков каучука и слоновой кости, которые тысячами погибали от непосильного труда, голода и болезней, король Леопольд богател. Для тех, кто не выполнял нормы по добыче каучука и слоновой кости, «цивилизованный» король учредил средневековые казни – им отрубали руки или убивали их детей. А чтобы конголезцы лучше работали, их семьи брали в залог, вывозили для демонстрации в зоопарках.
В 1904 году во время Всемирной выставки в Сент-Луисе была открыта и антропологическая экспозиция, представлявшая собой все тот же «человеческий зоопарк». Среди его обитателей был Ота Бенга, конголезский пигмей из народа мбути. Директор заведения поместил его рядом с обезьянами, чтобы продемонстрировать неполноценность чернокожих в сравнении с белой расой.
Из-за роста в 140 сантиметров посетители выставки принимали его за мальчика. На самом деле на тот момент ему было 23 года, его похитили во время охоты, на родине у него остались жена и дети.
Американская публика валом валила на «дикаря». Газета New York Times писала: «Ота Бенга… нормальный представитель своей расы или своего племени, умственно развитый не хуже своих соплеменников. Являются ли они примером задержки в развитии и находятся ли ближе к человекообразным обезьянам, чем к другим африканским дикарям, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров, – в любом случае они представляют интерес для интересующихся этнологией, и их изучение может принести большую пользу…».
В американском обществе уже раздавались голоса о недопустимости содержания людей в зоопарках. Но ведь для этого их еще надо было признать людьми…
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на ibirzha.kz обязательна.
Относительно Бенги, газета цинично резюмировала, что в неволе ему не хуже, чем в своих лесах, и нечего, мол, стонать. «… он, вероятно, чувствует себя не хуже, чем в родной стране, и смешно стонать над выдуманными унижениями, которым он подвергается. Пигмеи превосходно выживают в своих родных лесах, но в человеческой иерархии стоят на очень низкой ступени».
То есть, коли они сочли, что «ступень развития очень низкая», то можно и в клетке держать?
[Ой, Автор, коли Вы сочли, что ступень развития обезьян, тигров, волков, гиппопотамов, дымчатых леопардов, филинов -- "очень низкая", то можно и в клетке держать? -- Хиппи Энд]
За 30 лет правления Леопольда население Конго сократилось вдвое.
[За годы тотального биоцида цивилизованным человечеством биомасса возвоночных суши, живущих в своей родной природной среде сократилась на... 97% (!) -- Хиппи Энд]
В начале ХХ века о том, что творится в личной колонии короля Бельгии, стало известно в Европе. Но больше всего возмутил «цивилизованных европейцев» не геноцид против коренного населения Конго, а то, что король все доходы от эксплуатации колонии присваивал себе.
К этому времени бельгийцы уже не видели в конголезцах людоедов: теперь они воспринимали их как милых животных, нечто вроде уморительной мартышки или косолапого мишки.
[Ой, Автор, а "уморительную мартышку или косолапого мишку" -- вот прямо сейчас воспринимать, как "милых животных"... по-прежнему можно (?) -- Хиппи Энд]
Вот ведь откуда растут ноги теории расизма, подхваченной Гитлером – из этих человеческих зоопарков. Возомнившие себя сверхчеловеками, считают себя вправе уничтожать других, тех, кого считают «недочеловеками», почти животными. Но об этом своем позоре на Западе вспоминать не любят. Теперь они ударились в другую крайность, которая называется толерантность. Дотолентнолись – того и гляди беженцы из африканских и азиатских стран теперь их самих в клетки посадят, отомстят. За что боролись, на то и напоролись?
[Ой, Автор, а откуда растут ноги "теории видизма"], подхваченной цивилизованной частью вида Хомо сапиенс -- из этих "животных зоопарков" (?) -- не, тут сразу оруэлловский "самостоп" и совсем непонятно (?) -- Хиппи Энд]
Автор: Наталья Смирнова»
Источник информации: http://ibirzha.kz/lyudi-v-kletke/
И еще одна совсем уж наглядная иллюстрация всего-то столетней давности из страны -- главного "поборника прав и свобод":
«США, Нью-Йорк.

Маленькая девочка из Филиппин, которую показывали в зоопарке Кони-Айленд вместе с прочими животными. Её поместили среди обезьян и ящериц, связали веревками, а желающие посетители бросали в нее арахис. 1914 год.
Теперь эта нация стала поборниками прав человека!»
Источник информации: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2304104163016886&set=a.480513218709332&type=3
Ну а почему бы и нет, если всё цивилизованное человечество считает себя "поборником прав и свобод", продолжая содержать в зоопарках множество вполне интеллектуальных, чувствующих и эмоциональных других живых существ -- точно так же, как пару сотен лет назад содержали рабов, "дикарей" и "туземцев" (?)
Вот такая наглядная иллюстрация вдвойне: и всего того, о чем рассказали нам авторы, и их собственного -- точно такого же, что и у белых евроамериканцев сотню--полторы сотни лет назад -- "видизма" с его искренним непониманием: "а что такого, держать в клетках и вольерах в зоопарках "более низко организованных" живых существ, чем они сами -- причем, исключительно по их собственному мнению"
И того, из чего в реальности "растут ноги" и германского нацизма, а штатовского расизма, и ближневосточного радикального исламизма...
