hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

Конкретные данные по тяжелым штурмовым танкам КВ-2 - как иллюстрация причин катастрофы 1941 года

Этот пост -- обещанное продолжение поста моего Френда, в котором он изложил свой взгляд на основные причины катастрофы Красной Армии лета и начала осени 1941 года:
https://hippy-end.livejournal.com/2200789.html

На этот раз -- конкретные данные об использовании летом 1941 года тяжелых штурмовых танков КВ-2 в оборонительных боях Красной армией

С тем, о чем шла речь в посте моего Френда, на мой взгляд, полностью совпадает

Рекомендую чиать внимательно, кое-что в тексте специально выделяю:

«По состоянию на 1 декабря 1940 г. танков КВ-2 имелось всего 24 единицы (ПрибОВО-19, КОВО-4 и ПриВО-1), но уже к 1 июня 1941 г. их количество возрасло до 134 (ПрибОВО-19, КОВО-89, МВО-1, ЗапОВО-22, ЛВО-2 и ПриВО-1). Здесь нужно сделать одно важное примечание -- общее число танков ещё не говорило об их боеготовности. Фактически в эксплуатации находилось только 9 машин, в то время как остальные простаивали в ожидании ремонта и экипажей.



КВ-2

За первый месяц войны большая половина КВ-2 была потеряна не в бою, а на маршах в результате поломок или отсутствия топлива и боепрпасов. Перегруженный двигатель на июльской жаре быстро перегревался, а сильная запыленность вынуждала техников менять фильтры каждые час-полтора. Именно по этим причинам 2-я и 6-я тд лишились почти всех своих КВ-2, которые пришлось просто бросить на дороге. Та же ситуация наблюдалась и в 32-й тд 4-го мк, командир которой докладывал следующее:

"Большие потери боевой материальной части (особенно танков КВ) объясняются главным образом тем, что скоростные марши совершаются без всяких технических осмотров и профилактических ремонтов до 75--100 км в сутки. Кроме того, водительский состав не имел достаточно опыта и навыков по эксплуатации машин на марше..."

К этому добавим, что реальная "маршевая" скорость КВ-2 составляла не более 4 км\ч, а в Белоруссии и Прибалтике, где эти тяжелые танки приняли первый бой, было совсем немного капитальных мостов, способных выдержать 50-тонную машину. То есть, своевременно перебросить КВ-2 на нужный участок фронта или организовать их организованный отход в таких условиях не представлялось возможным физически.

Снабжение танковых частей тоже оказалось не на высоте. Прежде всего, танки бросаемые в контрнасупление либо имели неполный боекоплект, либо не имели его вообще (!). Например, 25 июня 1941 г. командир 41-й тд 22-го мк докладывал в штаб о том, что все КВ-2, имевшиеся в дивизии (большей частью с МТ-1) не имеют ни одного снаряда, при этом 15 танков прибыли с завода с различного рода неисправностями (бортовые фрикционы, воздухоочистители).

С 26 июня по 7 августа дивизия прошла около 1000 км потеряв на марше 23 машины. Возможно, потери были бы меньшими, однако эвакуировать неисправный КВ мог только другой КВ, что удавалось далеко не всегда. Другим вариантом было использование тракторв "Ворошиловец", но и они часто выходили из строя из-за перегрузок.

О стрельбе бетонобойными снарядами уже говорилось ранее, однако высшее советское командование упорно продолжало считать, что КВ-2 создавался для использования имеено такого типа боеприпасов. Вот характерный пример - разговор Г.К.Жукова с командующим 5-й армией генералом М.И.Потаповым, состоявшийся 24 июня 1941 г.:

“Жуков: Как действуют наши KB и другие? Пробивают ли броню немецких танков и сколько примерно танков потерял противник на Вашем фронте?

Потапов: Танков KB "больших" имеется 30 штук. Все они без снарядов к 152-мм орудиям.

Жуков: 152-мм орудия KB стреляют снарядами 09--30 гг., поэтому прикажите выдать немедля бетонобойные снаряды 09--30 гг. и пустить их в ход. Будете лупить танки противника вовсю”.

Как говориться -- без комментариев, хотя есть сведения о том, что танки КВ-2, входившие в состав 3-го мк в Прибалтике, непосредственно перед немецким вторжением получили именно бетонобойные снаряды.

Свою роль сыграла слабая подгтовка экипажей. Так 30 июня в состав 7-го мк поступают 44 новых танка KB (из них 18 КВ-2), прибывших прямо с завода. После разгрузки, при следовании со станции к месту дислокации (всего 5 км) "из-за неопытности механиков-водителей на 7 танках сразу же были сожжены главные фрикционы". Для ремонта танков, в срочном порядке из Ленинграда самолетом была направлена бригада рабочих с запасными частями.

7 июля части корпуса перешли в наступление. В результате последующих боев, к 26 июля все KB (кроме одного КВ-2) были потеряны, причем 7 из них застряли в болоте, а 3 были подорваны экипажами из-за поломок.



Тем не менее использование даже небольшого число КВ-2 вызывало у немцев состояние близкое к шоку»

Источник информации: https://my.mail.ru/community/armored/journal


Вот такое подтверждение сразу нескольких ключевых причин поражений Красной армии в 1941 году, приведенных в указанном выше перепосте из журнала моего Френда: крайне плохая организация ведения военных действий, плохая работа тыла, производственный брак, плохая выучка и отсутствие опыта у экипажей, несоответствие разработанной к войне дорогостоящей техники реалиям современной маневренной войны -- целый комплекс накладывавшихся друг на друга недоработок, приводивших к катастрофическим последствиям


И тем не менее, Красная армия в 1941 году с лучшей на то время, отлично организованной и имевшей уже большой опыт ведения современной войны армией мира -- воевала... так, что к концу года обескровила вермахт и остановила его на пороге Москвы

Так что -- продолжениео лете 1941 года -- следует




Добавить в друзья


Tags: Воспоминания о войне
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal