hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Categories:

О причинах катастрофы Красной армии летом 1941 года от моего Френда

Это -- достаточно продуманный, на мой взгляд, пост моего Френда с его взглядом на причины военной катастрофы, постигшей Красную армию летом 1941 года

Отголоски этой катастрофы, уже на мой взгляд, продолжались вплоть до 1943 года, и только к лету 43-го, за два года ключевые причины поражений Красной армии 1941--42 гг. были, в основном, изжиты и устранены

Итак, в память о тех событиях, которые происходили в эти дни -- когда спустя 77 лет вместо них в России проходит Чемпионат мира по футболу -- в далеком уже 1941-м году большой и содержательный пост от моего Френда

Цитирую, выделяя некоторые места и дополнив подписью фотографию:

«Причины катастроф 1941 года

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

К. Симонов.




Тяжелый советский танк КВ-2

Как правило, и в истории, и в жизни, и в любой сфере бытия не бывает одной лишь причины для каких-то крупных событий. Огромный комплекс разных факторов, накладываясь друг на друга, дают зримый результат. Те, кто пытаются в угоду своим пропагандистским штампам взять из всей совокупности один фактор и объявить его единственно решающим, демонстрируют лишь собственную ограниченность и ничего более.

Такой подход верен и в отношении 1941 года. Более того, этот год стал для СССР воистину роковым, буквально сфокусировав на себе огромное количество проблем, несуразностей, а порой и банального невезения. Даже каждая в отдельности могла повлечь за собой очень серьезные проблемы. Все вместе они стали основанием для катастрофы.

Перечисление, нужно заметить, идет скорее в алфавитном порядке. Едва ли получится точно оценить, какой из этих факторов более или менее значимый.

1. Нехватка командного состава, начиная с самых низовых уровней.

При этом и наличествующие кадры, очевидно, оставляли желать лучшего. Первой и главной причиной столь бедственного положения дел был стремительный рост численности РККА -- с 1937 года ее численность выросла с полутора миллионов человек до пяти миллионов человек к 22 июня 1941. Неудивительно, что во главе подразделений сплошь и рядом оказывались люди, совершенно не имеющие соответствующего опыта.

Вопрос о репрессиях 1937 года остается в высшей степени дискуссионным. Твердо и точно утверждать можно лишь то, что положения с командным составом в РККА 1937 год точно не улучшил. Насколько он эту ситуацию усугубил, можно спорить до позеленения. Репрессии выкосили высшие воинские чины, однако их-то как раз заменить было далеко не так сложно.

Хочу обратить внимание читателей, что некоторые маршалы победы начали свой карьерный взлет именно благодаря появлению в результате чисток вакантных мест. О том, какими руководителями оказались бы репрессированные командармы и комкоры, мы не узнаем никогда, а любые предположения на эту тему -- гадания на кофейной гуще.

На нехватку младшего офицерского состава репрессии категорического влияния не оказали, а численность офицерского корпуса в 1938 году составляет 156% по отношению к 1937 году.

2. Крайне неудачная организационная структура РККА.

На начало войны согласно планам развития РККА планировалось создать 20 механизированных корпусов, каждый из которых насчитывал бы более 1 тыс. танков. Для сравнения -- в 1941 году единственным немецким формированием, располагавшим аналогичным количеством танков, была танковая группа Клейста. Остальные три танковые группы обладали меньшим количеством танков -- от 600 до 800.

Процесс строительства мехкорпусов был в самом разгаре, многие из них еще не насчитывали штатного количества техники. При этом колоссальность задачи и желание советского руководства как можно быстрее завершить формирование мехкорпусов привели к тому, что вся наличествующая техника собиралась из всех остальных воинских частей, что, разумеется, крайне негативно сказывалось на их боеготовности.

Структура мехкорпусов была чудовищно неудачной, и фактически исключала возможность полноценного снабжения ГСМ и боеприпасами в случае минимального удаления от железнодорожных путей. Любой мехкорпус представлял из себя своеобразное копье, которое можно было метнуть во врага всего лишь один раз.

Нужно заметить, что автором подобной структуры был маршал Тухачевский, однако после его расстрела мехкорпуса несколько раз подвергались реформированию, которое лишь усугубило и без того серьезные недостатки. Мехкорпуса продемонстрировали крайне низкую эффективность, а их разгром в первый месяц войны, фактически, оставил СССР без танков.

Подробно я разбирал эту тему здесь: Советские танковые группы.

3. Внезапность удара.

Можно очень долго спорить, как бы пошли дела, если бы РККА встретила немцев полностью отмобилизованной и готовой к удару, подобные споры представляют собой лишь голое теоретизирование. Но самую роковую роль внезапность сыграла даже не в отношении войск на передовой, а в отношении тыла, который был совершенно не готов к войне.

Грузовики и тягачи, которые должны были применяться для транспортировки грузов и солдат, находились вне воинских частей и были заняты в народном хозяйстве, многие аэродромы -- не готовы к работе. Приведение тыла в состояние, пригодное для снабжения армии всем необходимым, в 1941 году было невозможно, а удары немецкой авиации окончательно уничтожили тылы РККА -- пользуясь, как я уже говорил, неготовностью значительного количества аэродромов.

Более подробно на тему фантазий о проведенной мобилизации можно почитать здесь: Честно и с объявлением войны.

4. Уровень подготовки и координации.

Вермахт в 1941 году был наиболее превосходно обученной армией мира, которая применяла наиболее совершенную и передовую для своего времени тактику, причем в ходе кампаний 1939, 1940 и весны 1941 года были вскрыты и устранены все недостатки тактики блицкрига, выявлены и проанализированы возможные способы противодействия этой тактике и способы борьбы с этим противодействием.

Большинство солдат Вермахта, помимо прекрасной подготовки, имело бесценный боевой опыт. То же самое относилось к офицерам, которые, помимо опыта и знаний, обладали прекрасными техническими средствами связи. Таким образом, в ходе наступления каждый немецкий командир имел связь с вверенными ему частями, постоянно получал информацию об их состоянии, местонахождении и положении дел.

В РККА в аналогичный временной период дела обстояли с точностью до наоборот (см. пункт 1). Помимо очевидно недостаточной подготовки и офицерского, и солдатского состава, из рук вон плохо обстояли дела и со связью, которая в первые же дни войны была, фактически, уничтожена до такой степени, что все подразделения оказались предоставлены сами себе не только на ротном или батальонном, но даже на фронтовом уровне.

В условиях отсутствия связи РККА немедленно превратилась даже не в неорганизованную толпу, а в множество неорганизованных толп, не имеющих представления ни о том, что они должны делать, ни как обстоят дела вокруг.

5. Технический уровень.

Я уже не раз говорил, что превосходство немецких танков над советскими -- в меньшей степени миф, в большей -- манипуляция. И в Вермахте, и в РККА наличествовало значительное количество устаревших танков, Т-26 и БТ в РККА, Pz.I, Pz.II -- в Вермахте. Это были танки примерно одного уровня, устаревшие и использовавшиеся лишь потому, что лучше старый танк, чем никакого.  Впрочем, в СССР к устаревшим танкам относились с большей бережливостью, я бы даже сказал, чрезмерной.

Аналогично, и в Вермахте, и в РККА наличествовали современные танки, процесс оснащения которыми армии был не закончен ни в Рейхе, ни в СССР. Речь идет о Pz.III и Pz.IV в Германии и Т-34 и КВ-1 -- в СССР. Те, кто говорит о превосходстве немецких танков, сравнивают современные немецкие танки с устаревшими советскими, и это либо неграмотность, либо манипуляция.

Почему-то никому не приходит в голову сравнить картонную танкетку Pz.I с советским КВ или Т-34 и на этом основании сделать вывод о беспомощности панцерваффе перед советскими танковыми войсками! А ведь эти танки в 1941 реально друг с другом сталкивались -- к ужасу немецких танкистов.

Впрочем, многие люди представляют себе танковый бой второй мировой скорее поединком двух рыцарей -- у кого длиннее дрын, толще броня и быстрее конь, тот и победит. На деле же танк превращали в страшное оружие не только и не столько орудие и броня, сколько опытный экипаж и рация. И в этом отношении советские мехкорпуса действительно безнадежно отставали от панцерваффе.

Советские танки несли чудовищные небоевые потери из-за отсутствия горючего и запчастей. Отсутствие опыта, координации и разведки приводили к неудачным и неподготовленным атакам, которые неизбежно становились самоубийственными. Так что могильщиком советских танков в первый месяц войны выступила не техническая отсталость, а тыл и отсутствие опыта экипажей и командиров.

В 1944--1945 то же самое будет происходить на Западном фронте -- не имея возможности противостоять в открытом бою Тиграм, союзники попросту будут уничтожать немецкие тылы до тех пор, пока немецкие танки не встанут от нехватки горючего.

При этом, в воздухе техническое превосходство действительно имело место -- немецкие мессершмидты на голову превосходили советских "ишаков" И-16. В начале гражданской войны в Испании И-16 могли конкурировать на равных с первыми мессерами, но эпоха Ишаков на тот момент подходила к концу, а эпоха мессершмидтов -- только начиналась.

В 1941 немецкая истребительная авиация превосходила советскую и в летно-технических характеристиках, и в качестве и наличии связи, которой не было у советских пилотов, и в уровне индивидуальной подготовки, и в тактическом отношении. Ситуация изменится с массовым появлением "Яков" и "Лавок", но это было совсем не в 1941 году.

При этом, разумеется, нужно помнить, что столкновение машин и самолетов, строго отвечающих проектным ТТХ, возможно лишь в игровых симуляторах. В реальности, разумеется, любой танк и любой самолет были продуктом не только конструкторских бюро, но и конкретных заводов, инженеров и рабочих, обладающих разной квалификацией и отношением к собственному труду.

Разумеется, советская промышленность уступала немецкой по целому ряду показателей, включая количество брака, качество материала, обработки... Речь идет о чудовищном количестве производственных процессов, превращающих груду сырья в танк или самолет. И вот здесь, конечно, СССР сплошь и рядом проигрывал.

Полагаю, оценить напрямую влияние производственных процессов на ход войны совершенно невозможно. Тем не менее, такое влияние, несомненно, было, и на протяжении большей части войны это влияние носило для СССР очевидно негативный характер.

Одним из ярких образцов можно назвать некачественные снаряды к противотанковым пушкам, которые на бумаге могли бороться с немецкими танками, а вот на практике часто показывали полную неэффективность (при том, что от них даже на бумаге ждали не слишком много).

Временами, впрочем, случалось и обратное -- зимой 1941 года немецкий бензин имел милую привычку превращаться в абсолютно бесполезные сопли. А ведь именно бензин был основным и единственным видом горючего и для танков, и для самолетов.


Возвращаясь к началу поста, могу лишь повторить свои слова о комплексе причин. Каждый из перечисленных пунктов по отдельности неизбежно стал бы очень серьезной головной болью для советского командования, но все вместе, усиливая и накладываясь один на другой, эти причины привели к катастрофе.

Разумеется, было огромное количество других причин, перечислять их все и детально останавливаться на каждой означает написать не пост, а здоровенную монографию.

Например, одной из таких причин стала финская война. Если по результатам боев на Халхин-Голе японское командование в 1941 решило без полной уверенности не ввязываться в войну СССР и Германии, то война в Финляндии сыграла прямо противоположную роль -- топтание СССР и его потери заставили немецкое командование задуматься о том, с СССР дешевле воевать, чем договариваться.

В 80-е и 90-е была модной поговорочка про "победили вопреки" -- я даже разбирать ее не хочу в силу очевидной тупости, ограниченности и пропандистской штампованности. Впрочем, потом началась другая, столь же тупая тенденция на чрезмерное восхваление Сталина и его сверхпозитивной роли в описываемых событиях.

Это все, конечно, пропаганда. И Иосиф Сталин, и остальные советские руководители были не просветленными гениями, а людьми, способными ошибаться и регулярно ошибавшимися, и в 1941 году они этих ошибок насажали не меньше, чем в процессе подготовки к нему с конца двадцатых.

Тем не менее, 1941 год закончился победой СССР. Я настаивал и продолжаю настаивать, что главная заслуга в этом принадлежит не вождям, а советскому народу, который оказался готов платить самую чудовищную цену, затыкая жизнями своих родных дырки и просчеты советского командования со Сталиным во главе. Об этом я тоже писал: Числом или умением?

Не могу, однако, не отметить, что и советская власть во главе со Сталиным повела себя совсем не так, как, например, правительство Польши, которое сдернуло из страны, как только стало ясно, что дело дрянь. Советская власть, при всех ее ошибках и недостатках, уперлась лбом сама и сумела убедить сделать то же самое народ.

Не следует пытаться ни забыть, ни вымарать ошибки Сталина и его окружения, оплаченные сотнями тысяч жизней. Но, точно также надо помнить, что во время битвы за Москву Сталин именно в Москве и находился. И, конечно же, навсегда в народной памяти должны остаться слова "Я солдата на фельдмаршала не меняю".

На этом тему 1941 я для себя закрываю, и возвращаться к ней в обозримом будущем буду вряд ли»

Источник информации: https://yu-dzin.livejournal.com/167139.html


Вот такой очень, на мой взгляд, содержательный для столь компактного текста, обзор из нашего далека событий тех лет

И в подтверждение содержательной адекватности, на мой взгляд, вышеприведенного материала -- по крайней мере один пост продолжение -- уже от меня -- следует




Добавить в друзья


Tags: Гибридные войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments