hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

Американское сравнительное исследование школы в СССР и США во времена "хрущевского потепления"

Лента сегодня откровенно пуста на события, так что буду ставить "отложенные материалы"

И начинаю с интересного сравнительного исследования, предложенного американцами в годы "хрущевского потепления" взаимоотношений между СССР и США в 1958 году

Суть его была проста: выбрать и сравнить двух старших школьников: из СССР и США

Далее цитирую из журнала Дианы Михайловой, выделяя некоторые места:

«Образовательная гонка: Как 30 дней соревновались американский и советский школьник и кто победил

Образование в СССР и США. Американский эксперимент 1958 года.

Стивен Лапекас и Алексец Куцков

Спор о том, какая система образования была лучше (советская или западная), идет до сих пор. В качестве доводов оппоненты приводят статистику, количество Нобелевских лауреатов в каждой из стран и другие данные. Но мало кто знает, что в 1958 году американцы провели эксперимент, сравнив школьников из США и СССР. Результаты были опубликованы в журнале Life и удивили весь мир.

Поводом для эксперимента, которому не было аналогов за всю историю существования Советского Союза, опосредованно стало покорение космоса. Первый искусственный спутник нашей планеты был запущен 4 октября 1957 года, и американцы всерьез задумались над тем, как же удалось советским инженерам победить в этой гонке. Причину стали искать, в частности, в уровне образования советских людей.

Советский школьник Алексей Куцков.

Алексей на занятиях

Решено было проводить наблюдения на протяжении месяца. Для чистоты эксперимента выбрали двух учеников. В США это был Стивен Лапекас (Чикаго), а в СССР – Алексей Куцков (Москва). Критерии, по которым отобрали учеников, неизвестны. Алексей учился в 10 классе школы №49. Он был обычным парнем послевоенных лет: вырос без отца, мать была инженером. Алексей добросовестно учился, по вечерам посещал музыкальную школу по наставлению матери, а для души ходил в секцию волейбола.

Советский школьник Алексей отвечает на уроке.

Алексей отвечает на уроке

Перед прибытием американской делегации директор школы предупредила Алексея, что рядом с ним целый месяц будут находиться наблюдатели из Америки. Так и произошло: двое американцев следовали за ним буквально по пятам: днем сидели на уроках, а вечером сопровождали Алексея на встречу с друзьями, в спортивную секцию или в музыкальную школу.

Урок английского.

Урок английского

По воспоминаниям Алексея, мужчинам было около 30 лет, они выглядели представительно, всегда были одеты в деловые костюмы и при себе имели дипломаты. Единственное, где им не удалось побывать, -- дома у парня. Он попросил не посещать его квартиру, чтобы не нарушать покой дедушки, который был болен, и американские наблюдатели выполнили просьбу.

Фотография из метро. Одноклассники едут на экскурсию.

В метро, одноклассники едут на экскурсию

Вечерний досуг: игра в шахматы с другом.

Вечерний досуг, игра в шахматы с другом

Аналогичным образом Стивен Лапекас провел свой школьный месяц. Рядом с ним тоже находились наблюдатели, они фиксировали уровень знаний парня, наблюдали за его увлечениями, подсчитывали, сколько времени он уделяет учебе, а сколько – общению с друзьями и походам на свидания.

Американский школьник Стивен Лапекас на уроке.

Стивен на уроке

Любительский кружок танцев.

Любительский кружок танцев

Стивен на уроке.

Стивен на занятиях

Беседа с одноклассником.

Беседа с одноклассником

Ответ у доски.

Ответ у доски

Урок геометрии.

Урок геометрии

Урок биологии.

Урок биологии

Ланч в столовой.

Ланч в столовой

Стивен делает уроки.

Стивен делает уроки

По результатам эксперимента в издании Life была напечатана объемная статья с развернутым фотоотчетом. Говорилось о том, что советский школьник гораздо более образован, чем американский. Во-первых, перечень дисциплин в советской школе был намного больше, чем в американской, во-вторых, за годы обучения большое внимание уделялось естественным наукам, на уроках химии и физики школьники постоянно проводили опыты.

Урок химии в советской школе.

Урок химии в советской школе

Американские ученые оценили и подкованность Алексея в литературе, ведь для американской системы образования в то время было приемлемо ограничить школьников чтением литературной критики на художественные произведения или коротких обзоров. Единственный предмет, с которым у советского школьника возникли сложности, -- это история. Все же американцы признали, что в послевоенные годы процесс изучения прошлого страны был затруднен, так что это было естественно.

Сравнение оказалось явно не в пользу Стивена. В приоритете у него была отнюдь не учеба, а дружба и личные отношения. После школы он охотнее шел на свидание, чем делать домашнее задание.

Занятие в секции плавания.

Занятия в секции плавания

Ужин с друзьями.
Ужин с друзьями

Стивен провожает домой школьную подругу.

Стивен провожает домой школьную подругу

В глазах американцев (да и всего мира) советский парень Алексей Куцков тут же стал идеалом для подражания, образцом ответственного отношения к учебе. Надо отдать должное, для США этот эксперимент не прошел даром, в ближайшее же время началась реорганизация системы школьного и университетского образования: учителям повышали заработную плату, вводили стипендии для отличников, пересматривали учебные программы.

Интересно, что оба парня добились больших результатов в жизни, работали в сфере авиации. Только вот Стивен так и не смог забыть обиду на советского оппонента, которому проиграл в этом эксперименте. Когда спустя много лет Алексей был в США и предпринял попытку увидеться со Стивеном, то тот и слушать не захотел о такой инициативе»

Источник информации: https://diana-mihailova.livejournal.com/2005798.html


Вот такой факт практики во времена, когда СССР еще находился на подъеме, лидировал в космической гонке, а тяга к получению, в общем-то, научных знаний была реально массовой, что я лично помню по учебе в обычной советской провинциальной школе и даже по дворовой жизни с совместными походами в районную библиотеку, в том числе, за научно-популярной детской литературой, и книгами, ходившими во дворе по принципу: "дашь почитать?"

Может быть, конечно, у нас был какой-то особый двор, но вот двое поступили в МГУ, один в Бауманку, не говоря уже о местных ВУЗах, один из моих одноклассников поступил в МИФИ...

Школа была обычной общеобразовательной без всяких специализаций, а двор -- обычным двором одного трехэтажного дома на два крыла

Так что, когда будете сталкиваться с огульными высказываниями об СССР, уточняйте, о каких именно годах идет речь?

Они ведь по факту были очень разными: пятидесятые-шестидесятые и семидесятые, а тем более -- восьмидесятые годы в их второй половине, именуемой "перестройкой"




Добавить в друзья


Tags: О жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments