hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

Хлам – 3

Продолжение, начало в сорока шести предыдущих постах

Завершающий пост о Хламе. О его всеобщем проникновении в цивилизованный социум. О культе Хлама, потребление которого, по сути, стало функциональным смыслом жизни современного, цивилизованного человека. И о том, насколько это можно назвать «разумным» - конечный объем любого ресурса перераспределять... в пользу Хлама?..

из книги Марка Лотарёва «точка отсчета –2017. Исходники. 1. Ресурсы»

(с) Марк Лотарёв, 2012

«2. Историческое разделение на «производителей» хлама и его «потребителей».
        
            Интуиция подсказывает автору, что в истории человечества рост производства и потребления материальных вещей (а также услуг, основанных на их использовании) был неразрывно связан с разделением «обязанностей» людей, участвующих в этом процессе.
            Наименее интенсивно производило материальные вещи натуральное, «бестоварное» хозяйство. В нем собственно и разделения никакого не было на производителей и потребителей. Каждый производил то, что необходимо для жизни, и потреблял продукты, которые произвел.
            Ремесленники, объединенные в цехи, производили вещи уже интенсивнее – на продажу. А на потреблении этих вещей начала специализироваться знать.
            Затем появилось разделение труда на мануфактурах и фабриках, конвейерное производство и, наконец – международное разделение труда, которое максимально интенсифицировало производство материальных благ. И в том числе – производство хлама.
            Соответствующим образом росли и развивались и специализированные группы людей, чьей главной «обязанностью» было – потреблять. В Античном мире и в Средние Века это были цари, императоры, короли и аристократы. Во времена Промышленной революции их ряды пополнила гораздо более многочисленная буржуазия. К началу XXI века эта специализированная группа «потребителей материального хлама» разрослась до масштабов «Золотого миллиарда».

            Используя такое своеобразное «разделения труда», человечество научилось производить хлам всё более интенсивно. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по современным магазинам в любой богатой стране. Шопинг и потребление всевозможных «хламных» услуг (для оказания которых используются материальные товары, помещения, энергия…) становится едва ли не главным увлечением для множества зажиточных, цивилизованных граждан. Причем всё большее количество потребителей начинает специализироваться на потреблении тех или иных разновидностей хлама. И эта специализация – еще больше разгоняет процесс…

3. Хлам против воздуха, чистой воды, еды и теплового баланса.
        
         Вероятно, человек единственное животное, которое в больших количествах потребляет хлам. Быть может, поэтому хлам – как символ нашего отличия от других животных – постепенно стал для цивилизованных людей предметом особого поклонения.        
         Например, люди посещают специальные музеи, которые наполнены исключительно хламом. Потому что выставленные в них предметы никак не используются для обеспечения наших основных, жизненно необходимых нужд. Да и сами эти здания, как правило, являются хламом. Потому что поддерживать в них благоприятные для людей и экспонатов условия приходится с помощью дополнительных, существенных количеств энергии и вещества.
         Однако именно такие здания чаще всего привлекают внимание людей и служат предметом их восхищения. Знаменитый Римский Колизей нелеп и бессмыслен, если взглянуть на его способность обеспечивать наши основные жизненные потребности. И вместе с тем, это огромное «хламное» сооружение стало одним из культовых символов цивилизованного мира.
         На всевозможных выставках экспонатами являются вовсе не чистая пресная вода, простая здоровая пища или зимняя одежда, которая сочетает минимальную энергоемкость в производстве и доставке с максимальной защитой от холода и долговременностью в использовании. Нет, в нарочито просторных залах люди толпятся вокруг новых моделей машин, бытовой техники, картин, драгоценностей и прочего хлама, ставшего «предметом культа».
         Приведу лишь один красноречивый пример – описание презентации нового компьютера imac компании Apple:
         «Первая демонстрация нового продукта стала эпохальным событием: в кульминационный момент все озарилось светом и ангельский хор запел «Аллилуйя». /Выделено автором/. <…>
          Джобс сорвал покрывало со стоявшего в центре сцены стола – на нем под лучами прожекторов сверкал и переливался новый imac. Он нажал кнопку мыши – и, как на презентации первого Macintosh, по экрану побежали картинки, которые демонстрировали невероятные возможности нового компьютера. В конце на дисплее возникло слово «Привет», написанное изящным шрифтом, гордостью Macintosh в 1984 году. В этот раз после него в скобках стояло еще одно слово – «снова». <…> Раздался гром аплодисментов. Джобс с гордостью взирал на свой новый Macintosh. – Он выглядит так, будто прилетел с другой планеты, – сказал он, и все рассмеялись. – С чудесной планеты, где живут лучшие дизайнеры.
         Джобс вывел на рынок культовый продукт, на этот раз компьютер – предвестник нового тысячелетия – полностью оправдывал лозунг «думай иначе». Вместо бежевых блоков, мониторов, спутанных проводов и толстых инструкций пользователю предлагалось изящное и простое в обращении устройство, приятное на ощупь и радующее глаз, словно яйцо малиновки. Надо было просто взять его за симпатичную ручку, достать из великолепной белой коробки и подключить к розетке. Люди, которые раньше боялись компьютеров, теперь мечтали об imac, а купив его, ставили в общей комнате, чтобы гости восхищались и, возможно, даже завидовали им». /Выделено автором/.
             (Айзексон У. Стив Джобс /Уолтер Айзексон; пер. с англ. Д. Горяниной, Ю. Полещук, А. Цырульниковой, А. Чередниченко. – М.: Астрель: Corpus, 2012)

         Насколько культовое значение современный цивилизованный человек придает именно хламу, иллюстрирует еще одна цитата из только что процитированной мной книги о Стиве Джобсе – едва ли не самом легендарном менеджере в истории бизнеса конца XX начала XXI века:
         «Джобс так же страстно относился к различным материалам, как к определенным видам пищи. <…>
         Они с Айвом заменили округлый пластиковый ноутбук PowerBook G3 гладким титановым PowerBook G4, который два года спустя перевыпустили в алюминии, будто только для того, чтобы показать, как они любят разные материалы. Затем они сделали imac и iPod Nano из анодированного алюминия, то есть металла, который погружают в кислотный раствор и подвергают воздействию тока до образования на поверхности оксидной пленки. Джобсу сказали, что этот материал не может быть произведен в нужных ему количествах, поэтому он построил завод по его производству в Китае. <…>
          Затем наступила очередь стекла. <…> В магазинах Apple они сделали огромные стеклянные стены и стеклянные лестницы. В iPhone по первоначальному плану экран должен был быть пластиковым, как у iPod. Но Джобс решил, что лучше сделать экраны стеклянными – так телефон будет казаться более изящным и солидным. Так что он приступил к поиску стекла, которое было бы прочным и не царапалось. /Выделено автором/.
          <…>
         …Уикс сообщил ему, что Corning в 60-е годы разработала технологию химического обмена, позволявшую изготовлять стекло, которое они окрестили «горилла». Оно было невероятно прочным, но рынка сбыта для него так и не нашлось…
         <…>
         …он [Джобс] сказал, что хочет через полгода получить столько стекла «горилла», сколько Corning способна изготовить.
         – У нас нет для этого производственных мощностей, – ответил Уикс. – Ни один из наших заводов не производит сейчас этого стекла.
         – Пусть это вас не пугает, – ответил Джобс.
         <…>
         Выпускавший жидкокристаллические экраны завод компании Corning в Гаррисберге, штат Кентукки, был чуть ли не за одну ночь перепрофилирован под постоянное производство стекла «горилла».
             (Айзексон У. Стив Джобс /Уолтер Айзексон; пер. с англ. Д. Горяниной, Ю. Полещук, А. Цырульниковой, А. Чередниченко. – М.: Астрель: Corpus, 2012)

         Представить себе, какое дополнительное количество энергии было израсходовано на такие замены одних хламных продуктов другими только ради того, чтобы они казались более «изящными» и «солидными», выглядели более «современно» и «впечатляюще». 

         Хлам едва ли не целиком заполнил мысли и мечты миллиардов людей на Земле. Настоящие оргии поклонения Хламу демонстрируются в десятках тысяч телепередач на тысячах телеканалов.
         Возможно, это своеобразная защитная реакция цивилизованного человека. Стремление избежать психологической травмы – от осознания, что конечные и абсолютно необходимые для жизни ресурсы мы тратим на то, без чего вполне бы могли обойтись...

         Автору не удалось найти статистических данных о том, какое количество ресурсов люди используют сейчас на производство основных жизненных благ, и сколько энергии и вещества уходит на производство хлама.
         Могу привести только косвенную информацию, которая дает об этом некоторое представление. Вот, например, относительное количество энергии, которое по оценкам специалистов необходимо для того, чтобы обеспечить основные потребности 1,7 миллиарда беднейших людей на Земле (согласно «Целям Развития на Тысячелетие»):
            «Электроэнергия для освещения (в домах, школах и в сельских медицинских учреждениях), сжиженный нефтяной газ как топливо для приготовления пищи (1,7 миллиардов городских и сельских жителей), а также дизельное топливо, используемое в автомобилях и автобусах для перевозки (на 1,5 миллиона сельских общин), составляют менее одного процента от общего годового глобального объема потребления энергии и менее 1 процента от текущих ежегодных глобальных выбросов CO2. /Выделено автором/
            <…>
            Во многих случаях выбросы появляются в процессе удовлетворения желаний класса богатых, а не при удовлетворении основных потребностей».

r-23
            Рис. 23. Количество пространства, необходимое для перевозки одного и того же количества пассажиров автомобилем, автобусом или велосипедом (Плакат в Отделе планирования г. Мюнстера, август 2001 г.).

            (Источник: GEO-4 UNEP. Глобальная экологическая перспектива: окружающая среда для развития, 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unep.org/geo/geo4.asp)

         Не правда ли, наглядная иллюстрация того, какой минимум вещества и энергии достаточен, чтобы переместить группу людей на определенное расстояние, и какое количество хлама люди используют для этого на самом деле…        
         Но именно хламу, олицетворяющему комфорт и свободу, неизменно отдают предпочтение цивилизованные граждане нашего мира. Цитирую:
         «Транспорт остается первым потребителем нефти <…>. Почти 50% всего мирового потребления нефти приходится на эту сферу деятельности.
         Накануне Второй мировой войны наша Земля насчитывала 2,3 миллиарда жителей и 47 миллионов единиц транспортных средств. В наши дни на Земле обитают 6,7 миллиарда жителей и 775 миллионов автомобилей, к которым добавляется 209 миллионов грузовиков. /Выделено автором/. Прирост населения составляет 1,3% в год, а количество автомобилей увеличивается на 6% в год. В США 775 автомобилей приходится на 1000 жителей, что на 25% выше, чем в Японии или в Евросоюзе. Количество личных автомобилей утроилось за тридцать лет. <…> Количество личных автомобилей в Китае должно увеличиться с 16 миллионов в 2005 году до 176 миллионов в 2020 году, а количество автомобилей во всем мире перевалит за миллиард. Эти транспортные средства выбросят за все годы в атмосферу 1800 миллиардов тонн углекислого газа, то есть почти треть от 6000 миллионов тонн, выбрасываемых сегодня всеми источниками загрязнения окружающей среды.
         16 000 грузовых самолетов, занятых перевозками, выбрасывают более 600 миллионов тонн двуокиси углерода, основного выхлопного газа. /Как вы полагаете, что в основном перевозят эти самолеты? – автор/ <…> Количество пассажиров в последующие пятнадцать лет должно увеличиться, в то время как между 2000 и 2020 годом будут закуплены 16 000 новых самолетов, а это означает покупку 700 новых самолетов в год»
         /Как вы думаете, с какими целями летают на огромные расстояния многие пассажиры? – автор/.
            (Лоран Эрик. Нефть: ложь, тайны, махинации / Эрик Лоран; пер. с фр. Татьяны Ждановой. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007)
        
         Ясно одно: с каждым годом хлам поглощает всё больше вещества и энергии, которые добываются в основном из конечных источников. Тем самым хлам забирает у людей жизненно важные ресурсы, которые нужны еще и для удовлетворения наших основных, базовых потребностей: в чистой пресной воде, пище, обеспечении теплового баланса организма...
         Параллельно отходы потребления хлама разрушают базовую среду нашего обитания. Ухудшая качество воды, воздуха, почвы… быстро меняя привычный для нас климат планеты – те условия жизни, к которым мы, как живые существа, приспособлены лучше всего…
        
         Увы, но хлам и основные жизненные блага, которые нам абсолютно необходимы, не дополняют друг друга, но друг другу – противостоят.
         Поэтому чем больше будет у человечества хлама, тем меньше у него будет других – основополагающих – жизненных благ.
         Так может быть, пришла пора осознать, что именно потребление материального хлама несет в себе главную угрозу для ключевых основ нашей жизни? Для долговременной возможности дышать и пить чистую воду, питаться и находиться в благоприятной внешней среде. Чтобы подобно многим другим животным – в течение десятков тысячелетий и даже миллионов лет быть полноценными жителями этой планеты…»

Продолжение следует

Полный текст первой части «Точки отсчета – 2017. Исходники 1. Ресурсы» Вы можете найти по адресу:
http://www.mark-lotarev.narod.ru/knigao/isxod-r.html
Tags: Психологическая готовность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments