hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

Хлам – 2

Продолжение, начало в сорока пяти предыдущих постах

И вновь продолжаю после перерыва рубрику о психологической готовности к нашему близкому будущему. Напоминаю, что речь сейчас идет о Хламе. О массе тех «дополнительных» для нашей жизни товаров и услуг, без которых человек, даже цивилизованный, вполне мог бы и обойтись.

Конечно, с ними жизнь многим современным людям кажется гораздо более удобной и комфортной. Однако на этот сиюминутный (по меркам исторического времени) комфорт тратятся те самые быстро конечные ресурсы, которые совершенно необходимы для совсем других товаров и услуг – основных, без которых человеку уж точно никак не обойтись. Я имею в виду основу человеческой жизни: наличие воды, еды, одежды для защиты от холода и излишней солнечной радиации, отопления в холодный зимний период.

Итак, продолжаю предыдущий пост…

из книги Марка Лотарёва «точка отсчета –2017. Исходники. 1. Ресурсы»

(с) Марк Лотарёв, 2012

«1. Больше развития – больше хлама.

            Чем более «развитой» оказывается страна в рамках нынешней цивилизации потребления Западного типа – тем больше хлама потребляют ее благополучные жители.
            По сути, так называемый рост экономики эквивалентен росту потребления хлама. Потому что потребление той продукции, которая идет на удовлетворение базовых нужд нашего организма, наращивать сложно. Даже обжорство современных американцев имеет свой физиологический предел.       
            Простая пища с достаточным количеством калорий и необходимых организму веществ. Обувь, одежда и жилье, которые сделаны лишь для того, чтобы служить своему прямому назначению: как можно дольше защищать нас от физических повреждений, излишнего холода, солнечной радиации или жары. Свежие, качественные вода и воздух. Возможно, два-три напитка из растущих рядом растений. Лекарства на случай болезни. Что еще нужно потреблять лично, индивидуально, чтобы быть здоровым и при соответствующем воспитании – чувствовать себя живым и счастливым?
            Этими простыми продуктами ракету экономики никак не разгонишь.
            Между тем экономика развитых стран с самого начала Промышленной революции росла с неуклонным ускорением, по экспоненте.
            Понятно, что такой рост экономики стал возможным только за счет ускоренного производства хлама. С каждым годом люди производили всё больше и больше различных товаров. Плодя бесчисленные сорта и разновидности одних и тех же продуктов. Оказывая всё больше разнообразных, основанных на использовании материальных товаров услуг.
            А чтобы весь этот хлам находил у людей спрос, люди научились формировать у себя «искусственные» псевдо потребности, для удовлетворения которых «хламные» товары или услуги оказывались «совершенно необходимы».

            Изначально суррогатные потребности формировал определенный стиль жизни зажиточных групп населения.
            С началом индустриализации (в основе которой лежал энергетический переход от угля к нефти) за дело взялась реклама.
            А когда переход от угля к нефти, как основному энергоносителю, стал очевидным фактом, на сцене появился маркетинг.         
            Теперь псевдо потребности во всё новых материальных вещах и услугах, основанных на их применении, внедряют в головы людей на научной основе. С помощью «продвижения» новых наименований и торговых марок товаров и услуг, брендов, без потребления которых человеку определенного статуса «никак нельзя обойтись».
            Вдобавок маркетологи всячески стремятся упростить и интенсифицировать сам процесс доставки вожделенных товаров или основанных на их применении услуг от производителей к потребителям.
            Приведу лишь одну красноречивую цитату:
            «Один из американских менеджеров в интервью газете «Washington Post» заявил: «Для того чтобы быть обутым, нужна одна или две пары обуви. Для того чтобы быть модным (курсив наш. – Авт.), требуется бесконечное число пар».
            (Лукьяненко В. И., Хабаров М. В., Лукьяненко А. В. Homo Consumens – человек потребляющий. Век глобализации. Выпуск №2 (4) /2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/126926/)

            По мере того, как собственные ресурсы «развитых» стран истощались и становились недостаточными для производства растущего как снежный ком хлама, ведущие мировые державы захватывали ресурсы новых, зарубежных территорий.
            Поэтому не так уж важно, сколько хлама на территории богатых стран производится. Главное – сколько хлама их граждане потребляют!
         
            Косвенным показателем разницы в потреблении хлама между жителями «развитых» и «развивающихся» стран может служить разница в их доходах.
            Вот данные из доклада GEO-3 «Глобальная экологическая перспектива», подготовленного по заказу ООН:
            «В настоящее время на 3,5 млрд. человек в странах с низким уровнем развития приходится менее 20 процентов мировых доходов, в то время как на 1 млрд. человек, живущих в развитых странах, – 60 процентов <…>.
            Различия между доходами 20 процентов наиболее богатого населения и 20 процентов самых бедных жителей планеты также увеличились – с 30:1 в 1960 году до 60:1 в 1990 году и 74:1 в 1997 году».
            (GEO-3 UNEP. Глобальная экологическая перспектива. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unep.org/geo/geo3/russian/086.htm)
         
            Как видите, на протяжении второй половины XX века различие в уровне доходов 20% самых обеспеченных людей и 20% самых бедных людей на планете – постоянно росло. За 30 лет с 1960 по 1990 год эта разница в доходах выросла вдвое, и еще на 23% – за следующие 7 лет!
            Интуиция подсказывает автору, что разрыв в доходах самых богатых и самых бедных людей в мире продолжает расти и сейчас.
         
            Попробуем оценить, на сколько же больше хлама потребляют жители «развитых» стран относительно своих «менее успешных» собратьев?
         
            Выше уже приводились данные о том, что примерно 20% человеческого населения планеты живут в условиях хронической нехватки воды и пищи. Думаю, условно можно допустить, что они вообще не потребляют никакого «хлама». Тогда уровень их потребления можно принять за точку отсчета для оценки количества хлама, которое потребляют другие – богатые 20% жителей этой планеты. Тот самый «Золотой миллиард».
            Внесем поправку на разницу в стоимости еды, воды и всего того, что обеспечивает тепловой баланс организма. Жителям развитых стран всё это обходится намного дороже, по крайней мере – в денежном эквиваленте. Если доходы граждан богатой Северной Америке превосходят доходы граждан бедной Африки примерно в 60–80 раз (!), то с учетом паритета покупательной способности эта разница уменьшается до 7–8 раз.
            (Источник: GEO-4 UNEP. Глобальная экологическая перспектива: окружающая среда для развития, 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unep.org/geo/geo4.asp)

            Допустим далее, что жители развитых стран тратят на необходимый для здоровой жизни минимум благ втрое больше средств, чем жители Африки. Потому что жителям развитых стран необходимо более калорийно питаться, дополнительно одеваться и отапливать свои жилища из-за более сурового климата. И произведем небольшие расчеты.
            Итак, пусть житель Африки имеет доход в 1 условный доллар и весь его тратит на необходимый ему минимум жизненных благ. А представитель «Золотого миллиарда» соответственно имеет доход в 7–8 условных долларов (с учетом паритета покупательной способности). Пусть даже, как мы допустили, житель «развитого» мира тратит втрое больше средств, чем житель Африки, на необходимый ему минимум питания и защиту от более холодного климата. Все равно в этом случае у него остается еще 4-5 условных долларов дохода из общей суммы в 7–8 условных долларов, которые он использует для потребления каких-то других, дополнительных материальных продуктов.
            С учетом всего выше изложенного, думаю, не будет преувеличением допустить, что более половины своих средств жители богатых стран тратят на потребление товаров и услуг, никак не связанных с обеспечением тех базовых потребностей, которые минимально необходимы для ведения здоровой и радостной жизни.
            Что это за товары и услуги?
            Информацию об этом можно найти в докладе GEO-4, подготовленном по заказу ООН. Цитирую:
            «Потребление домашними хозяйствами стремительно растет по всей Европе <…>, при этом в некоторых западноевропейских странах отмечены наивысшие уровни потребления в мире.
            В то же время характер потребления претерпевает изменения, снижается потребление пищевых продуктов, в то время как потребление на долю транспорта, связи, жилья, досуга и здравоохранения находится на подъеме». /Рис. 22 – автор/.
r-22
            Рис. 22. Расходы на конечное бытовое потребление (Европейский Союз).
         
            (Источник: GEO-4 UNEP. Глобальная экологическая перспектива: окружающая среда для развития, 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unep.org/geo/geo4.asp)

            Приведенная в докладе диаграмма говорит сама за себя. Особенно, если учесть, что зажиточные европейцы даже еду и напитки часто употребляют в виде излишне приготовленных и излишне разнообразных, «хламных» продуктов.     Да и обогревать им приходится большое количество «излишних», «хламных» кубометров своих жилых, деловых и общественных помещений.
         
            Пожалуй, есть все основания допустить, что благополучные граждане развитых стран потребляют сейчас как минимум вдвое больше хлама на душу населения, чем 4–5 миллиардов жителей другого – «развивающегося» мира.
            На производство этого хлама тратятся огромные количества энергии и вещества. Причем, производятся эти «дополнительные» материальные блага в основном за счет внешних по отношению к развитым странам территорий. Как за счет запасов полезных ископаемых, которые добываются на территории стран «третьего мира», а затем ввозятся в богатые страны. Так и за счет размещения в «развивающихся» странах всё большего количества производств, которые используют местные ресурсы и местную, дешевую рабочую силу, но свою продукцию опять таки – отправляют на рынки развитых стран.
            При этом сами граждане развитых стран всё больше перемещаются в такую специфическую отрасль, как «сфера услуг». По сути, их основной обязанностью становится посредничество в перераспределении между собой потребляемого хлама, который производит для них весь остальной мир.
            Происходит глобальное разделение обязанностей, при котором всё большее количество граждан развитых стран перестает «отвлекаться» на производство хлама и сосредотачивается исключительно на его потреблении.
            Понятно, что такое «международное разделение труда» интенсифицирует весь процесс».

Продолжение следует

Полный текст первой части «Точки отсчета – 2017. Исходники 1. Ресурсы» Вы можете найти по адресу:
http://www.mark-lotarev.narod.ru/knigao/isxod-r.html
Tags: Психологическая готовность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment