Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Если вдруг не в курсе, о чем идет речь, то вот предыстория об этой литературной мистификации века в четырех предыдущих постах:
http://hippy-end.livejournal.com/1511008.html
http://hippy-end.livejournal.com/1511244.html
http://hippy-end.livejournal.com/1511554.html
http://hippy-end.livejournal.com/1511861.html

Как обычно бывает со стихами (да и не только), во сне голова плодотворно поработала над шероховатостями, так что оценивайте: какой из двух вариантов более "лермонтовский":

Вот тот, абсолютно ничем не подтвержденный, "вариант", что стоит в школьных учебниках по русской литературе:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

А это - "неизвестный ранее вариант великого произведения, записанный современником во время первой ссылки поэта на Кавказ в 1837 году и с тех пор передававшийся в нашей семье, рукопись современника, к сожалению, была утеряна во времени Гражданской войны, поэтому с тех пор стихотворение передается в семье изустно":

Прощай, порочная Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, блюстители насилья,
И ты, покорный им народ.

Быть может, у гряды Кавказа
Сокроюсь от твоих цепей,
Друзей всевидящего глаза,
Молвы клевещущих речей.


Как Вам кажется, какой из этих двух вариантов с большей вероятностью принадлежит перу Лермонтова?


P.S. Кстати, знаете почему по всей вероятности вместо первоначального "царей" перед публикацией появилось "пашей"?

Оба издателя должны были хорошо понимать, что "царей" НЕ пропустит цензура

Ну, а "пашей"... - пашей недавно как раз победили в последней победной русско-турецкой войне

Вот только во времена Лермонтова никаких масштабных русско-турецких войн уже не было, остались в Суворовских временах, так что при чем тут какие-то давно НЕ актуальные "паши в России"... пусть отвечают те, кто продолжает лепить их в учебники по русской литературе - версию я им подкинул


У меня - всё

Хиппи Энд




Добавить в друзья


Comments

( 25 comments — Leave a comment )
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 05:45 am (UTC)
я вот не пойму всей этой шумихи. да какая разница лермонтов или нет? мытая россия или немытая? про имперскую россию речь или про современную? да какая разница? дело не в стихахз. а в тех. кто их злорадно цитирует.
и в 1991 году из киева неслись со злорадством! - эти строки. и 2004, и в 2017... пройдёт десять лет и мы опять услышим от очередного неумытого кучмы-кравчука-ющенко-порошенко "прощай, немытая россия". всё прощаются и никак не уходят. боязно?
hippy_end
Jun. 12th, 2017 05:52 am (UTC)
Дело в том, что эти стихи, насколько я понял, стоят в каждом школьном учебнике по русской литературе и подаются каждому юноше и каждой девушки, которые их читают, как стихи, написанные великим поэтом Лермонтовым и освященные его именем

Это всё равно, как, скажем, Суворову приписать фразу о "тупости русского солдата, которого из-за этого надо нещадно муштровать, пока до него дойдет, что ему делать в бою надлежит"
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 06:01 am (UTC)
я знаю. сам ведь в школе учился и преподавал. но не помню, чтобы мы как-то глубоко пропускали эти стихи через себя. ну написал поэт и написал. чего взять с поэта? много ведь всяких стихов и в сторону хвальбы и в сторону порицания.
всё же у нас много споров о ни о чём. кто любит лермонтова - то его и так любит. кто любит россию - тот её и так любит. а кто её ненавидит тайно или явно - тот и так её будет ненавидеть тайно или явно. вот уверен что этот абсолютно неуместное цитирование не даст порошенко и компании никаких политических дивидентов. абсолютно никаких. скорее наоборот.
hippy_end
Jun. 12th, 2017 07:41 am (UTC)
В этом смысле - совершенно согласен )

Изначально-то цикл пошел как иллюстрация методов информационной гибридной войны )
osman9
Jun. 12th, 2017 01:00 pm (UTC)
Вы очень недооцениваете силу рифмы. Я сам столкнулся с применением этого стиха в одной полемике с болезным либералом и знаете, мне нечего было ответить на приведенный аргумент якобы от имени великого писателя Лермонтова. Еще тогда стал копать в интернете информацию и понял, что это фальшивка. А hippy_end большое спасибо за то, что не поленился и вывел все подробности вброса на публику.
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 01:47 pm (UTC)
стихи не могут быть аргументом. в принципе. каким может быть аргументом к примеру "мать-россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?" что мол поэт слабый? ну не сказал бы, что андрей белый - слабый.
hippy_end
Jun. 12th, 2017 01:49 pm (UTC)
Ну, по факту - как бы являются и постоянно цитируются в рамках информационной борьбы
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 01:52 pm (UTC)
ну тогда я не знаю ничего глупее информационной войны. в столицах шум, гремят витии, кипит словесная война. а там, во глубине россии, там вековая тишина...
hippy_end
Jun. 12th, 2017 02:16 pm (UTC)
Глупее - не глупее, а свою большую лепту и в развал СССР, и в украинский майдан внесла по полной программе
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 02:25 pm (UTC)
не согласен. категорически. но это долгий разговор. я тут на море собрался. на фиолент. отдохну от словесных войн.
hippy_end
Jun. 12th, 2017 03:04 pm (UTC)
Завииидую )))))

Хорошего плаванья и сил на подъем обратно )
osman9
Jun. 12th, 2017 01:56 pm (UTC)
Когда на протяжении десятилетий поколениям в юном возрасте проецируется "Немытая Россия", это по вашему не становится аргументом? Не забывайте про обязательную школьную программу.

Edited at 2017-06-12 01:58 pm (UTC)
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 01:59 pm (UTC)
с малых лет знаю эти стихи и ничего у меня не проецируется. ни у меня ни у моих близких. ни одного человека не знаю, у кого отношение к россии определялось бы стихами. ругательными или хвалебными - неважно. мы россию любим, потому что мы русские. всё.
osman9
Jun. 12th, 2017 02:04 pm (UTC)
Господи, как с вами сложно!)) Вам нравится это стихотворение?! Вы считаете его правдивым? То же самое можно спросить про теорию Дарвина.)

Edited at 2017-06-12 02:04 pm (UTC)
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 02:18 pm (UTC)
с вами сложнее.
севастопольским школьникам и при украине читали на уроках стихи про немытую россию. и чё? да ничё. вот и вся инфовойна. закончилась 16 марта 2014 года.
а на украине пусть и дальше читают.


osman9
Jun. 12th, 2017 02:22 pm (UTC)
Ну вы сравнили! Ну да ладно, но мне эти слова режут слух, хоть я и дагестанец. А тем более когда понимаешь, что это подделка под Лермонтова. Эти слова как минимум понижают самооценку в людях, проживающих в России. Это очень важный аспект, самооценка играет важную роль в формировании страны.

Edited at 2017-06-12 02:25 pm (UTC)
vladgenstern
Jun. 12th, 2017 02:30 pm (UTC)
так сразу бы и сказали, что дагестанец. тогда понятна ваша идея.
а россия настолько велика и широка, настолько многообразна... переварит любую самооценку. и мытую и немытую. у россии крепкий желудок.
osman9
Jun. 12th, 2017 02:36 pm (UTC)
))) Излишняя и крайняя самоуверенность тоже вредна.) Да и не забывайте, что Дагестан это часть России.
diana_spb
Jun. 12th, 2017 06:22 am (UTC)
Имя Лермонтова придаёт авторитет.
livejournal
Jun. 12th, 2017 06:33 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
shadowmoonlight
Jun. 12th, 2017 07:36 am (UTC)
Первый более Лермонтовский.
Лермонтов великий поэт, а второй вариант намного хуже звучит.

И да, не исключено разумеется что оба варианта Лермонтовских, разумеется.
hippy_end
Jun. 12th, 2017 07:39 am (UTC)
)))
(Deleted comment)
hippy_end
Jun. 12th, 2017 11:00 am (UTC)
Уважаемый, Вы что, из нынешнего времени, что ли, сравниваете? )))

Вы томик Лермонтова сперва откройте, потом Пушкина, Баратынского - современников той эпохи с ее языком и частотой встречаемости тех или иных слов )))

"немытая" - "ходовое слово" в тридцатых годах XIX века, "врезается в память с 9 класса, потому что проще" - ну, насмешили )))

zloblin
Jun. 12th, 2017 08:14 am (UTC)
во время первой ссылки поэта на Кавказ в 1937 году
=======================
Сталинские репрессии дотянулись и до Лермонтова?
hippy_end
Jun. 12th, 2017 08:36 am (UTC)
Ой, спасибо, сейчас поправлю )))
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

hippy_end
hippy_end

Latest Month

December 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner