hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

О разнице между теоретиком Марксом и практиком Лениным или Снова из журнала Сергея Кара-Мурзы

Продолжаю знакомить читателей этого журнала с постами из журнала человека, на мой взгляд, умного -- такого, читать посты которого полезно, что и рекомендую

Традиционно, чтобы облегчить чтение, выделяю некоторые места жирным шрифтом и дополняю текст иллюстрациями

Оригинал взят у sg_karamurza в Меньшевики и большевики. 2

2.

Советский истмат обходил важный факт: с 1901 г. Ленин начал принципиально спорить с Плехановым, а после 1905 г. так же принципиально спорить с главными установками Маркса.



Ленин, Туре Нерман и Карл Линдхаген. Стокгольм 1917

Источник фотографии: http://aforizmu.net/biography/Vladimir%20Lenin

А перед этим он блестяще выполнил завет Маркса – разгромить народников. В 1897 г. он пишет статью «От какого наследства мы отказываемся», где так определил порочную суть народничества, две его главные черты: «признание капитализма в России упадком, регрессом» и «вера в самобытность России, идеализация крестьянина, общины и т.п.». Затем написал ортодоксальную книгу «Развитие капитализма в России» (1899).

Легальный марксист П.Струве утверждал, что капитализм есть «единственно возможная» форма развития для России, и весь ее старый хозяйственный строй, ядром которого было общинное землепользование крестьянами, есть лишь продукт отсталости: «Привить этому строю культуру — значит его разрушить».

Марксисты были уверены, что разрушение этого строя капитализмом быстро идет в России, Плеханов даже считал, что это уже состоялось. М.И. Туган-Барановский (легальный марксист) в своей книге «Основы политической экономии» признавал, что при крепостном праве «русский социальный строй существенно отличался от западноевропейского», но с ликвидацией крепостного права «самое существенное отличие нашего хозяйственного строя от строя Запада исчезает... И в настоящее время в России господствует тот же хозяйственный строй, что и на Западе».

Примерно то же самое писал и Ленин: «Доброму народнику и в голову не приходило, что, покуда сочинялись и опровергались всяческие проекты, капитализм шел своим путем, и общинная деревня превращалась и превратилась в деревню мелких аграриев».

А в 1908 г. Ленин пишет: «Воюя с народничеством как с неверной доктриной социализма, меньшевики доктринерски просмотрели, прозевали исторически реальное и прогрессивное историческое содержание народничества... Отсюда их чудовищная, идиотская, ренегатская идея, что крестьянское движение реакционно, что кадет прогрессивнее трудовика, что “диктатура пролетариата и крестьянства” (классическая постановка) противоречит “всему ходу хозяйственного развития”. “Противоречит всему ходу хозяйственного развития” — это ли не реакционность?!».

«Чудовищная, идиотская, ренегатская идея»! Идея элиты марксистов, которые точно следовали учению Маркса. Как это объясняли наши академики и профессора? Ведь это кардинальный поворот в политике и культуры. Никак не объясняли! Более того, так припорошили этот факт, что буквально все советское общество о нем забыло.

Картинки по запросу крестьянская община россии начало xx века

Российские крестьяне -- начало XX века

Источник фотографии: http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-природа/природная-зональность/земля-российская.html

Теперь в этом надо разобраться, потому что этот резкий разрыв в представлениях о России и её будущем воспроизвелся (в новых формах) в конце ХХ века. Именно это заставляет углубляться в дела столетней давности.
Сразу изложу мое личное предположение об условиях, которые подтолкнули Ленина и его сообщников-большевиков пересмотреть доктрину ортодоксальных марксистов. И не только подтолкнули, но и «позволили» произвести пересмотр доктрины.

Первое условие – отсутствие личных контактов с Марксом и Энгельсом. На большевиков не действовала харизма этих очевидно великих людей. Русские революционеры, которые общались с ними в эмиграции, пусть опосредованно, почти все были под их воздействием, даже видные народники. Мало кто были совершенно самостоятельны (например, Бакунин). А Ленин и его группа были свободны от психологического давления авторитета образа далеких вождей прошлого. Это была когорта другого поколения, отдаленная от авторитетов марксизма.

Второе условие – недоступность в России трудов Маркса и Энгельса, которые были важны и понятны для русской молодежи начала ХХ в. Мне пришлось долго читать Ленина периода начиная с 1905 г., и в глаза бросалось, что он реально не опирался на труды Маркса, а использовал его гуманистические и пророческие афоризмы. На них и все мы учились, поэтому и не замечали этого у Ленина. Но в нашем положении в 1990-е годы пришлось углубиться в фолианты Маркса, особенно в его установки в отношении России, и это вызвало потрясение.

Сначала казалось, что Ленин, в его 35 лет, был таким изощренным и хитрым политиком, что замалчивал главные для русской революции суждения Маркса и внушал массе своих последователей, что именно он, Ленин – истинный марксист, а меньшевики – ренегаты. Но за последние 15 лет, параллельно читая Маркса и Ленина, приходишь к более простому объяснению: эти главные для русской революции суждения Маркса, которые изложены во второстепенных статьях и письмах, Ленин не читал. У него просто не было времени копаться в старых газетах, рукописях и письмах Маркса. А оригинальные непонятные рассуждения в известных трудах типа «Капитала» и «Немецкой идеологии» новое поколение в России опускало.

У Ленина было немного времени, чтобы заняться штудированием учения Маркса, в эмиграции в 1915--16 гг. Он написал десять тетрадей конспектов и выписок из книг Маркса и его предшественников («Философские тетради», изданы в 1933 г.).

Ленин честно мучился, постигая мудрости учения. Вот небольшая часть его комментариев на полях: «здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туманное»; «почему “для-себя-бытие” есть “одно”, мне не ясно. Здесь Гегель сугубо тёмен, по-моему»; «темна вода»; «вообще всё “для-себя-бытие”, должно быть, отчасти понадобилось Гегелю для выведения того, как качество превращается в количество… сие производит впечатление большой натянутости и пустоты»; «переход количества в качество в абстрактно-теоретическом изложении до того тёмен, что ничего не поймёшь»; «развитие понятия отношение сугубо тёмно»; «тут вообще тьма тёмного…»; «дальнейшее развитие всеобщего, особенного и отдельного в высшей степени абстрактно и тёмно… Эти части работы следовало бы назвать: лучшее средство для получения головной боли!»; «рассуждения о “механизме” – дальше – сугубо тёмные и едва ли не сплошная чушь».

И вот главный результат штудирования Лениным: «Нельзя вполне понять “Капитала” Маркса и особенно его первой главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса полвека спустя!!».


P.S. от Хиппи Энда

Вот чем мне интересен этот текст -- так это наглядной иллюстрацией принципиальной разницы между попыткой "выстроить практику реального мира под теорию" (чем занимались меньшевики и по факту потерпели полное поражение) и адекватной оценкой физической реальности, для действий в которой приспосабливают теорию в своих прикладных, практических целях (чем занимались большевики во главе с Лениным и одержали полную победу -- как минимум -- на пятьдесят-шестьдесят будущих лет)

Как по мне, пример поучительный и очень наглядный




Добавить в друзья


Tags: Кара-Мурза
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments