hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

Кажется, сам того не ведая, Сергей Кара-Мурза обозначил суть невежества цивилизованного человека

Продолжаю пользоваться редкой возможностью знакомить читателей журнала с постами замечательного человека Сергея Кара-Мурзы

На этот раз -- в посте, посвященном его гипотезе о ядре нашего невежества (нынешнего, характерного для нашей части социума), на мой взгляд, Сергей Кара-Мурза, возможно, сам того не подозревая, выявил саму суть "общеантропоцентрического" невежества современного цивилизовнного человека

Как обычно, беру на себя смелость выделить отдельные места жирным шрифтом, а также дополнить текст иллюстрацией

Оригинал взят у sg_karamurza в Гипотеза о ядре нашего невежества

Есть такая гипотеза для описания источника и механизма, которые запустили и питают энергией процесс погружения в невежества. Это мессианское мышление прослойки образованных интеллектуалов, которые создают модели жизнеустройства и убеждают власть и население произвести по их моделям реформы – притом, что они забыли (или не знали), как устроены и действуют ранее созданные системы культуры. Если учесть, что и вся природа уже окультурена и зависит от техносферы, то энтузиазм интеллектуалов уже действительно способен уничтожить бытие. Ведь теперь и почти вся масса «цивилизованных» детей сидят у экранчиков, погруженные в мир компьютерных игр – более реальных, чем сама реальность.

[Вот тут уважаемый Серьей Кара-Мурза, на мой наивный взгляд, кардинально ошибается, потому что лишь незначительная часть условно естественного мира этой планеты "окультурена" цивилизованным человеком, да и сама эта "окультуренность" является часть естественного процесса эволюции системы жизни на планете в целом, как таковой -- Хиппи Энд]

Талибы взрывают статую Будды, ИГИЛ взрывает Пальмиру. Ах, это невежество фанатиков! А у нас элитарная интеллигенция взорвала и распылила СССР – систему, в которой вызревали потенциалы для всеобщего оздоровления. Так ведь это именно невежество фанатиков, только с научными степенями. Их невежество у них так укоренилось, что они до сих пор скачут и радуются – почитайте блоги.



Заброшенный завод Аремкуз

Источник фотографии: http://zabroshenie-mesta.narod.ru/index/0-6

Либеральный философ Дж. Грей называет всю современную западную политическую философию «мышлением в духе страны Тлён». Он пишет, что ошибочное представление человека как индивида привело к бессилию либеральной мысли. По словам Грея, «подобное понимание господствующих сил столетия… не предвещает ничего хорошего современной политической философии или либерализму».

Но отказ советского и постсоветского обществоведения еще круче, и мы запаздываем в изучении этой угрозы.
«Мышление в духе страны Тлён» - аллегория, приложенная Дж. Греем к современному мышлению удивительно точна, вспомним ее суть.

В рассказе-антиутопии Хорхе Луиса Борхеса «Тлён, Укбар, Orbis tertius» (1944) говорится о том, как ему странным образом досталась энциклопедия страны Тлён. В ней были подробно описаны языки и религии этой страны, ее императоры, архитектура, игральные карты и нумизматика, минералы и птицы, история ее хозяйства, развитая наука и литература – «все изложено четко, связно, без тени намерения поучать или пародийности». Но весь этот огромный труд был прихотью большого интеллектуального сообщества («руководимого неизвестным гением»), которое было погружено в изучение несуществующей страны Тлён. Жители этой страны были привержены изначальному тотальному идеализму.

То описание СССР, которое с конца 70-х годов составлялось элитой отечественного обществоведения, было именно «энциклопедией страны Тлён». Описание это становилось год от года все более мрачным, к 1985 году слившись с образом «империи зла», сфабрикованным идеологами администрации Рейгана. И постепенно большая часть интеллигенции впала в «тотальный идеализм».

Ничего в этом плане не изменилось с тех пор. Те же профессора и академики советуют сегодня Правительству России, они же обучают российскую молодежь – по тем же учебникам, составленным из текстов «энциклопедии страны Тлён».

Вспомним становление и институционализацию этого типа невежества в СССР и в постсоветской России.
Вот, на лекции 29 апреля 2004 г. в клубе «Bilingua» (Москва) выступает Симон Кордонский – член одной из трех интеллектуальных групп, которые замышляли реформу (сам он принадлежал к группе Т.И. Заславской). Он излагает свою версию первого этапа разработки (здесь неважно, преувеличит ли он или нет – важен тип мышления): «На семинаре в “Змеиной горке” в Питере в 1985 году, собственно, все и познакомились: большая часть как ушедших, так и еще действующих политиков и экономистов».

Как же он характеризует сегодня «ушедших и еще действующих политиков и экономистов»? Он выделяет такую их главную черту: «Мое глубокое убеждение состоит в том, что основной посыл реформаторства -- то, что для реформатора не имеет значения реальное состояние объекта реформирования. Его интересует только то состояние, к которому объект придет в результате реформирования. Отсутствие интереса к реальности было характерно для всех поколений реформаторов, начиная с 1980-х годов до сегодняшнего времени... Что нас может заставить принять то, что отечественная реальность – вполне полноценна, масштабна, очень развита, пока не знаю» [Кордонский С. Социальная реальность современной России. - www.POLIT.ru/lectures/2004/05/11/kordon.html].

[Запомните последнее предложение, выделенное жирныым шрифтом, мы еще вернемся к нему после текста Кара-Мурзы -- Хиппи Энд]

Для образованного человека это признание кажется чудовищным, а поди ж ты! Такая безответственность не укладывается в голове, но это говорится без всякого волнения, без попытки как-то объяснить такую интеллектуальную патологию. А ведь в тот момент С. Кордонский работал референтом президента.

Присутствовавший на лекции Глеб Павловский, который тогда тоже занимался разработкой реформ в плане политики, добавляет: «Лет 15 назад, при начале нашего общественного движения, имела место неформальная конвенция. Конвенция о том, что знания о реальности не важны для какого-то ни было политического или общественного действия. Действительно, эта конвенция состоялась, и реформаторы действовали внутри нее, как часть ее. С моей точки зрения, утверждения докладчика можно интерпретировать так, что собственно реформаторы были людьми, которые согласились действовать, не имея никаких представлений о реальности, но при наличии инструментов для преобразования, изменения того, что есть, особенно в направлении своих мечтательных предположений. Эти люди делали то, что они делали, и погрузили остальных в ситуацию выживания.

[И это запоминаем -- насчет "мечтательный предположений" -- Хиппи Энд]

Пример этих реформ это то, что происходило в правовой сфере, где либерализация процессуального законодательства конца 80-х, начала 90-х годов привела к тому, что условия населения в лагерях стали пыточными, каковыми они не были при Советской власти. Они и продолжают ими быть, это продолжает усугубляться, там существует отдельная социальная реальность, которая совершенно не описывается современными правозащитниками».

Но разве положение изменилось, разве эта конвенция отменена? Разве бесстрастная констатация патологии заменяет рефлексию и поиск путей к исправлению? Ни в коей мере. Павловский продолжает уже о нынешнем обществоведении, которое обеспечивает интеллектуальную поддержку политиков: «Они развивают очень изощренные технологии, в том числе исследовательские, политические, научные, общественные технологии вытеснения любого реального знания... Это... питает энергетикой наш политический и государственный процесс, -- уход от знания реальности, отказ, агрессивное сопротивление знанию чего бы-то ни было о стране, в которой мы живем».

[Запоминает как очень важную часть наблюдений -- Хиппи Энд]

Мышление в духе страны Тлён!

После лекции Кордонского была дискуссия, и он высказал странную мысль, что «реформ не было» – так, мелочи. Его и спрашивают об одной из «мелочей»:

«Рогов. Реформ не было, а отпуск цен был. Это был благотворный шаг?

Кордонский. А хрен его знает».

Представьте, одного из соавторов доктрины реформ через 12 лет после либерализации цен спрашивают, какова нынешняя оценка этого шага, и он отвечает: «А хрен его знает».

Эти наши интеллектуалы взорвали СССР системно и тщательно. Каждая частная реформы была так плотно встроена в главную доктрину, что было бесполезно кричать, умолять, доказывать и проклинать. И на что они надеются?

Вот, в книге «История педагогики и образования» уже пишут о реформе российского образования: «Первый этап, начавшийся с середины 1980-х гг. и продолжавшийся до 1992 г., был этапом развития альтернативного образования. По свидетельству большинства отечественных и зарубежных ученых и практиков, к середине 1980-х гг. в Советском Союзе была создана одна из сильнейших систем образования в мире.

Она укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание, поддерживала необходимый уровень научно-технической мысли, осуществляла интеллектуальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Российская система образования стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечивало его массовость и общедоступность…

Однако во второй половине 1980-х гг. сложились неблагоприятные условия для осуществления намеченных задач реформирования, поскольку реформа проводилась в обстановке глубокого политического и социально-экономического кризиса, неопределенности, бессистемности и несинхронизированности экономико-политических и образовательных преобразований, в целом реформы продвигались нерешительно и носили неявный характер»

[Мазалова М., Уракова Т. История педагогики и образования. М.: Высшее образование. 2006].

Реформы по моделям интеллектуалов с мессианским мышлением – особый тип невежества, который обволакивает всю нашу культуру!


Так вот, на мой наивный взгляд, Сергей Кара-Мурза (рискну предположить, что сам того не ведая) обозначил саму суть того, основанного на антропоцентризме, тотального невежества, которое свойственно современному цивилизованному человеку

Возвращаемся к ключевым наблюдениям, которые я выделил в тексте жирным шрифтом:

1. "мессианское мышление прослойки образованных интеллектуалов, которые создают модели жизнеустройства и убеждают власть и население произвести по их моделям реформы – притом, что они забыли (или не знали), как устроены и действуют ранее созданные системы культуры"

Именно такое "мессианское мышление" и свойственно цивилизованному человеку, как таковому, с его убежденностью в "особой миссии", принципиально отличающегося от всех остальных живых существ "разумного человека" -- миссии "прогресса" с горизонтами вплоть до границ вселенной

При том, что он напрочь забыл (или не знал), как действует ранее сформировавшаяся на планете система жизни, как она функционирует на протяжении уже свыше трех миллиардов (!) лет

2. "...для реформатора не имеет значения реальное состояние объекта реформирования. Его интересует только то состояние, к которому объект придет в результате реформирования. .. Что нас может заставить принять то, что отечественная реальность – вполне полноценна, масштабна, очень развита, пока не знаю"

Для цивилизованного человека с тотально доминирующим антропоцентрическим мышлением НЕ имеет значения реальное состояние экосферы планеты, которая рассматривается им -- именно как объект. Его интересует только то состояние (воображаемый ли коммунизм, некое ли общество всеобщего благосостояния или "царство разума" -- ноосфера), к которому экосфера планеты, как объект, "должна прийти" в результате реформирования ее цивилизованным человеком.

(При том, что сам он -- цивилизованный человек... является ее -- системы экосферы планеты -- частью (!), причем, достаточно малой и вдобавок очень-очень кратковременной (!!!))

И что может заставить заставить цивилизованного человека принять то, что реальность системы жизни на этой планете -- вполне полноценна, масштабна, очень развита... -- пока неизвестно

3.  "... знания о реальности не важны для какого-то ни было политического или общественного действия... ... реформаторы были людьми, которые согласились действовать, не имея никаких представлений о реальности, но при наличии инструментов для преобразования, изменения того, что есть, особенно в направлении своих мечтательных предположений"

Прямо списано со способа действий, характерного для современного цивилизованного человека антропоцентриста:

Знания о реальности НЕ важны для какого бы то ни было цивилизованного действия. Потому что цивилизованный человек действует, НЕ имея никаких представлений о реальности той сложнейшей системы жизни на этой планете, которая является единственной основой его существования, и в которой он сам -- как ее малая часть -- живет

По сути, действует только в силу наличия у него инструментов для преобразования того, что есть, в направлении своих "мечтательных предположений" (о "всеобщем благоденствии", "коммунизме", "сфере разума -- ноосфере", искусственном интеллекте (который чудесным образом решит все проблемы) и "вечной жизни" в качестве "биоробота", о "завоевании космоса" в стремлении "к вечности и прогрессу")

4. "... технологии вытеснения любого реального знания... Это... питает энергетикой наш политический и государственный процесс, -- уход от знания реальности, отказ, агрессивное сопротивление знанию чего бы-то ни было о стране, в которой мы живем"

Тут ни убавить, ни прибавить -- наработанная цивилизованным человечеством технология вытеснения любого альтернативного знания, кроме антропоцентрического, в полном смысле слова "питает энергетикой цивилизационный процесс"

И этот "уход от реальности", "отказ" и агрессивное сопротивление иному, отличному от антропоцентрического, знанию о системе жизни на планете, в которой мы все живем, -- является основой для реальных действий цивилизованного человека

5. Правильно это или нет, и к чему приведет? -- "А хрен его знает"


Ну, а мне остается лишь принести свои извинения за столь обширный на этот раз текст и поблагодарить каждого, кто набрался терпения и интереса прочесть его до конца




Добавить в друзья


Tags: Психологическая готовность
Subscribe

  • Тем, у кого мягкие лапы...

    Когда-то давно уже ставил этот стишок, но вот решил повторить Посвящается тем, у кого мягкие лапы * * * Мы одиноки, мы брошены в мире,…

  • И снова – древний стишок

    Кажется, в пространстве жж вновь появляются те, кто некогда читал здесь неизвестные стишки столь же неизвестных поэтов из Литературной ассоциации…

  • И снова – древний стишок )))

    Давненько не ставил я древние стишки М. Лотарёва. Вот такая необычная, на мой взгляд, вещь времен заката СССР… Тай Бабилония и Ренди Гарднер –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments