?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. Начало в предыдущих 34 постах

(с) Марк Лотарёв, 2011

ИЗ КНИГИ МАРКА ЛОТАРЁВА «ТОЧКА ОТСЧЕТА –2017»

«ГЛАВА 9. СПОСОБ ЖИЗНИ (продолжение)

Возможных исхода для такого человеческого способа жизни автору этих строк видится два:

1. Разрушить экосферу Земли постепенно удастся. (Если это может утешить нашу гордость, в этом случае мы отправимся в небытие не одни, а вместе со всеми другими жителями этой планеты.)

2. Экосфера Земли отреагирует на угрозу своей стабильности и «погасит» опасное отклонение, принявшее форму человеческого способа жизни.

ИЛЛЮЗИЮ, что мы – гордые люди – в ближайшие годы найдем себе еще одну, подобную Земле, планету и на нее переселимся, мне кажется, лучше оставить фантастам.

Какой из двух вышеназванных исходов более вероятен?

В этом вопросе я остаюсь оптимистом. На мой взгляд, второй исход намного вероятнее, чем первый. Попробую объяснить, почему?

Но сначала нужно сделать небольшое лирическое отступление, чтобы вкратце изложить суть научной теории самоорганизации неравновесных структур.

Теория самоорганизации была разработана в середине XX века лауреатом Нобелевской премии, химиком и физиком Ильей Пригожиным.

Далее цитирую книгу Фритьофа Капры «Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем»:

«Пригожин разработал свою теорию на основе изучения физических и химических систем, но, согласно его собственным воспоминаниям, к этому его побудили размышления над природой жизни:

«Меня чрезвычайно интересовала проблема жизни... Я всегда думал, что само существование жизни говорит нам нечто очень важное о природе».

Наибольший интерес у Пригожина вызывал тот факт, что живые организмы способны поддерживать свою жизнь в условиях неравновесия. Он увлекся системами, далекими от теплового равновесия, и начал интенсивные исследования, задавшись целью определить точные условия, при которых неравновесные состояния могут быть устойчивыми. <…>

В 60-е годы Пригожин разработал новую нелинейную термодинамику для описания феномена самоорганизации в далеких от равновесия открытых системах. <…>

В классической термодинамике рассеяние энергии при передаче тепла, при трении и т. п. всегда связывалось с потерями. Пригожинская концепция диссипативной структуры внесла радикальные перемены в этот подход, показав, что в открытых системах рассеяние энергии становится источником порядка. <…>

По теории Пригожина, диссипативные структуры не только поддерживают себя в далеком от равновесия устойчивом состоянии, но могут даже развиваться. Когда поток энергии и материи, пронизывающий их, нарастает, они могут пройти через новые состояния неустойчивости и трансформироваться в новые структуры повышенной сложности».

(Капра Фритьоф. Паутина жизни. – К.: «София»; М. ИД «София», 2003)

Экосфера Земли является как раз такой диссипативной структурой – открытой системой, находящейся в состоянии, далеком от теплового равновесия. А «пронизывает ее» поток солнечной энергии, постоянно нарастающий в течение уже миллиардов лет.

Благодаря тому, что поток солнечной энергии, пронизывающий экосферу Земли, постоянно нарастал, экосфера планеты могла поддерживать себя в устойчивом состоянии и развиваться, трансформируясь во всё более сложно организованную систему.

Так вот, учет этого знания и приводит меня к оптимистичному выводу, что экосфера Земли отреагирует на угрозу своей стабильности и «погасит» опасное отклонение, принявшее форму человеческого способа жизни.

Суть в том, что поток солнечной энергии через экосферу Земли продолжает нарастать и сейчас. И поэтому есть все основания полагать – экосфера Земли продолжит свою эволюцию в качестве устойчивой, сложно организованной системы. С нами или без нас».

(с) Марк Лотарёв, 2011

Продолжение следует

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
na_ta_lina
Nov. 17th, 2011 12:56 pm (UTC)
С нами или без нас.
С жалкими остатками "нас"...
hippy_end
Nov. 17th, 2011 05:30 pm (UTC)
Re: С нами или без нас.
И вновь - большое спасибо за коммент, редкий гость в этом разделе )))

Вы считаете, что другие живые существа - более жалкие существа, чем современные цивилизованные люди?
Может быть, достоинство людей только возрастет, если они вновь приблизятся к другим живым существам?

)))
na_ta_lina
Nov. 18th, 2011 07:33 am (UTC)
Re: С нами или без нас.
Считается,что Господь Бог наделил Человека свободой выбора,что свидетельствует об особом доверии Человеку. Но,похоже,что Человек этого доверия не оправдал…
hippy_end
Nov. 18th, 2011 08:09 pm (UTC)
Re: С нами или без нас.
А кем именно "считается, что Господь Бог наделил Человека свободой выбора"? Людьми? То есть - это мнение самих людей о себе??? )))
na_ta_lina
Nov. 19th, 2011 09:04 am (UTC)
Re: С нами или без нас.
Ну да :) Но ведь именно Человеку дано преображать мир вокруг и самого себя,все остальные группы обитателей экосистемы Земля в этом не преуспели?
hippy_end
Nov. 19th, 2011 09:35 pm (UTC)
Re: С нами или без нас.
Наталья Анатольевна, с Вами очень приятно общаться )))

Поэтому отвечаю очень серьезно )
Все остальные группы обитателей экосистемы Земли несколько миллиардов лет назад (бактерии и одноклеточные) создали сложнейшую биосферу планеты, включая ее климат, поддерживающий условия, благоприятные для жизни. С тех пор они ее успешно поддерживают уже на протяжении примерно полутора-двух миллиардов лет.

В том числе, несмотря на то, что от Солнца на Землю поступает всё больше энергии, умудряются поддерживать благоприятную для жизни температуру на планете почти постоянной (отклонения в пределах 15 градусов).

В результате к тому моменту, как на Земле появился человек, биосфера планеты отличалась самым большим многообразием форм живых существ за всю историю Земли. И все они взаимодействовали друг с другом в сложнейшей сети взаимоотношений )

То есть мертвая планета, состоящая только из неживой материи, этими остальными группами обитателей была преображена в сложнейшую и многообразнейшую сеть жизни, благодаря которой на Земле в итоге и появился в том числе человек )

В чем после этого преуспели сами люди?
В преображении этой сферы жизни в увеличивающиеся с каждой сотней лет зоны опустынивания, а также в личной причастности к очередному циклу массового вымирания видов - т.е. беспрецедентно быстрому сокращению этого самого многообразия жизни на планете.

Это вполне научная информация, ее, например, можно найти даже в официальных документах Комиссии ООН по окружающей среде.

Вот такая разница )
na_ta_lina
Nov. 21st, 2011 10:09 am (UTC)
Re: С нами или без нас.
Взаимно,hippy_end :))) (а вот интересно,как к Вам можно по-человечески обратиться?)) Что и говорить,люди натворили дел.. Человек-неуклюжее,амбициозное дитя природы,стремящееся превратить Землю в ту самую мертвую планету :(
na_ta_lina
Nov. 19th, 2011 09:13 am (UTC)
Re: жалкими остатками
Подразумевалось,что из людей уцелеют лишь немногие(ну,если,конечно,Планета не прикажет долго жить)...
hippy_end
Nov. 19th, 2011 09:37 pm (UTC)
Re: жалкими остатками
Да, я понимаю )
Вместе с тем, если эти немногие будут воспринимать наше положение на планете как, например, индейцы или эскимосы...

Фритьоф Нансен (полярный исследователь) в свое время помогал Советской России бороться с голодом в Поволжье. Понятно, его при этом агитировали за Советскую власть. И он отвечал, что "коммунизм уже видел - у эскимосов Гренландии" )))
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

hippy_end
hippy_end

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner