hippy_end (hippy_end) wrote,
hippy_end
hippy_end

Category:

«Точка отсчета – 2017» – 10

Продолжение. Начало в предыдущих 31 постах

(с) Марк Лотарёв, 2011

ИЗ КНИГИ МАРКА ЛОТАРЁВА «ТОЧКА ОТСЧЕТА –2017»

«ГЛАВА 9. СПОСОБ ЖИЗНИ (продолжение)

«В 1921 году голодную общину на Волге посетил корреспондент американской газеты, собиравший материалы о России. Почти половина общины уже умерла с голоду. Смертность продолжала возрастать, и у оставшихся в живых не было никаких шансов выжить. На близлежащем поле солдат охранял огромные мешки с зерном. Американский корреспондент спросил у пожилого лидера общины, почему его люди не разоружат часового и не заберут зерно, чтобы утолить голод. Старик с достоинством отвечал, что в мешках находятся зерна для посева на следующий год. «Мы не крадем у будущего», – сказал он.

Сегодня человечество с ожесточением крадет у будущего».

(Уильям Р. Каттон, мл. Конец Техноутопии. – К.: ЭкоПраво-Киев, 2006)

На взгляд автора книги, которую вы сейчас читаете, у нынешнего общества потребления Западного типа дела с моралью обстоит еще хуже, чем об этом говорит Каттон.

Если бы человечество с ожесточением крало только у своего собственного будущего, это было бы еще полбеды. В конце концов, это было бы нашим внутренним, «внутри человеческим» делом. Но человечество уже давно ожесточенно крадет вообще. Вернее, даже не крадет, а занимается ожесточенным грабежом.

Это стало настолько привычным, что мы об этом даже не задумываемся. Но если оценить наш способ жизни непредвзято, то станет очевидным простой факт: люди на протяжении сотен и даже тысяч лет постоянно отбирают жизненную территорию, жизненные ресурсы, да и саму возможность жить у огромного числа других живых существ – наших соседей по планете.

Это даже не грабеж, а тотальная война против своих соседей, война на полное уничтожение многих из них.

К так называемому «естественному отбору», на который люди обычно ссылаются для оправдания таких действий, это не имеет никакого отношения. Потому что ВСЕ другие живые существа имеют свои конкретные экологические ниши в сложной сети Земной биосферы и на ниши других живых существ посягают разве что в рамках достаточно медленной взаимоувязанной эволюции.

Способ жизни этих других живых существ в биосфере планеты, пожалуй, можно пояснить с помощью трех принципов:

1. Найди свою экологическую нишу в единой сети биосферы (или вымирай).

2. Эволюционируй вместе со всей экосистемой, в которой нашлась ниша для твоей жизни.
(Это означает примерно следующее. Поскольку эволюция экосистемы включает в себя эволюцию и ВСЕХ ее частей – различных видов живых существ, – то все виды живых существ в экосистеме, по сути, «соблюдают взаимное право на эволюцию».)

Отсюда вытекает третий принцип успешного способа жизни в биосфере планеты:

3. Эволюционируй и оставляй возможность эволюционировать всем другим.

Во всяком случае, примерно так было до появления человека. Потому что люди перестали соблюдать этот «негласный пакт» о равных возможностях всех форм жизни на эволюцию – и начали жить иным способом.

Вероятно, это оказывало какое-то травмирующее влияние на человеческую психику. Во всяком случае, для того, чтобы отделить себя от всех других живых существ, людям понадобилось изобрести религию и мораль.

По мере развития человечества, применение моральных норм всё больше ограничивалось рамками самого человеческого сообщества. Тем самым мораль позволяла всех остальных живых существ, кроме людей, поставить ВНЕ рамок этой морали.

Это также давало людям возможность периодически ставить ВНЕ рамок морали и какие-то сообщества самих людей. В этом случае их фактически негласно приравнивали к другим животным (а иногда и вполне гласно).

Правда, в XXI веке это уже считается дурным тоном, потому что теперь у нас есть «общечеловеческие ценности» и «права человека»».

(с) Марк Лотарёв, 2011

Продолжение следует
Tags: Психологическая готовность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments