?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Продолжение замечательных записок Сергея Кара-Мурзы о 1996 году

И на этот раз прочитать -- очень рекомендую -- хотя бы вторую часть текста, начиная с рассказа о немецком философе, и дальнейший рассказ о Коле таджике

Потому что речь здесь идет о самой сути различий между нами и людьми Запада

Оригинал взят у sg_karamurza в Как я строил дом. 9

В своем деле Саша был настоящим мастером и от всей души старался научить других всему, что знал сам. Успехами своих рабочих гордился больше, чем своей ловкостью предпринимателя. Он признавал, что они уже могли работать сами, но им противно было вести дела с клиентами и считать деньги. Тут нужна была иная хватка.

Стали они делать дом красивой и сложной архитектуры новому застройщику — снабженцу того завода, что содержал футбольную команду. Прибыли дорогие материалы, начали дело споро. Вдруг — остановка. Оказался клиент на мели, поставки прекратились. Саша помрачнел — борщ ребята едят как обычно, зарплата им тоже идет независимо от работы. Ребята, наоборот, повеселели. Утром на речку, потом растянутся у меня на солнечном месте. Смех, философские беседы, Коля-художник даже просил меня купить ему в Москве краски, хотел писать пейзаж. Тут уж антагонизм интересов труда и капитала выявился наглядно.
Две недели прошло, Саша мне говорит:
— Все, Григорьич. Иду объявлять, что включаю счетчик.
Смысл этого выражения я понимал туманно, но выразил сомнение:
— Разве уже пора?
— Да, две недели. Больше не могу, я уже почти разорился.

Помылся, приоделся и пошел. Я думал, ерунда какая-то, обычный скандал. Но нет, видно, клиент нарушил какие-то незыблемые законы. На переговоры собрались все уважаемые люди нашей деревни — упрашивать Сашу «выключить счетчик». Само собой, наш банкир Петр — рассудительный арбитр. Поговаривали, что собирался приехать сам Иоффе, директор завода, хозяин дома, в который ни разу не наведался. Но, возможно, тщеславный Саша насчет Иоффе преувеличил. В общем, счетчик выключили на неделю.

Отсрочка неожиданным образом ударила по мне, хотя я и не жалею. Саша уговорил меня сделать террасу. Я бы и не стал, собирался сам соорудить крыльцо из остатков материала, но он соблазнил, замыслил красивую, необычную конструкцию, да и просил дешево. Понимал, что нельзя людям бездельничать. Работали весело. Я не верил, что получится, что улягутся в одну плоскость такие сложные стропила — ведь все проектировал Саша на палочках. Вышло прекрасно, у всех поднялось настроение.

Только под конец, когда они крыли крышу, вышла у них стычка с Алексеичем, стариком-жестянщиком. Шел он мимо и, слышу, начал ругаться, все больше распаляясь. Саша молчал, потом стал огрызаться. Я выхожу, он уже весь красный, как рак. Оказывается, неправильно кроют. Успокоить Алексеича было невозможно. Вот уже третий год, а он, проходя мимо, каждый раз начинает ругаться и жаловаться.

— Я говорю таджику: «Ты неправильно режешь». Он промолчал, думаю, понял. Я и пошел дальше. А он коварно разрезал все железо.
— Да что уж теперь. Дело сделано.
— Нет, не сделано. Я жду, когда сгниет твоя крыша — все равно меня позовешь перекрывать.
— Доживем ли мы с вами?
— Доживем, доживем. Она быстро сгниет.

На ту неделю, что строили террасу, я превратился в клиента, и мой статус резко изменился. Я упал куда-то вбок. Еще вчера эти люди были на моем участке гости, а меня звали уважительно «дядя Сережа» (Коля-таджик даже почтительно называл меня просто «дядя»). Теперь обращение было полупрезрительным — «Григорьич», на «ты». Когда кончилась их работа, вернуться к «дяде Сереже» было как-то уже неловко, и я вдруг стал «Сергей Георгиевич». Значит, прекрасно знали они мое отчество.

Иногда по вечерам они пели песни — русские и украинские. Коля-таджик не улавливал ни слов, ни мелодии, но его так переполняли чувства, что он начинал не то что подпевать, а подвывать, все более и более страстно. Странное это создавало ощущение. У меня в это время гостил знакомый философ из Германии. Он мечтал познакомиться с Россией, учил русский язык — я и привез его в деревню. Он подружился с этой бригадой, надел телогрейку, сидел с ними у костра, выслушивал их откровения, наблюдал за их отношениями и уехал, полностью перестав что-либо понимать. Он только твердил под конец:

— Это — свободные люди. У вас выросли свободные люди.

Я с ним был согласен, хотя и не уверен, что понимал его. Он был философ-экзистенциалист, разве разберешь, что они понимают под свободой.

Когда немец уезжал, Саша решил устроить ему прощальный ужин на речке. Видимо, и ребятам требовалась разрядка. Всего накупил для шашлыка по-таджикски, водки — обильно и не самой дешевой. Пришли земляки из Мордовии, еще одна бригада, с хорошим гитаристом. Коля-таджик танцевал. Красивая река, осенний лес, красивые люди, резкие силуэты на фоне темнеющего неба. Немца все это потрясло. Он все время пытался мне объяснить:

— Ты посмотри, как они стоят, какие позы.

Мы и вправду этого не замечаем, разве мы думаем об осанке. А ведь на Западе так люди не стоят, там другая красота. Там осанка выражает предупредительность — и отгороженность, независимость. А уж если человек встал в гордую позу, то в ней вызов, а то и скрытая агрессия. А тогда я взглянул на наших мужиков глазами немца и сам удивился: стоят гордо и в то же время не вызывающе, открыто, доверчиво.

Зажигая костер для шашлыка, Саша мимоходом бросил:
— Да будет огонь, как сказал Прометей.

Немец опять дернул меня за рукав:
— Поверь, Сергей, в Германии не найдется ни одного рабочего-строителя, который вдруг сказал бы такую фразу.

При этом он явно не имел в виду турок, говорил о немцах.

* * *

Сложнее всего было утрясти понятие свободы, наблюдая за Колей-таджиком.

Приехал он откуда-то из-под Курган-Тюбе, из самого пекла, с выбитым глазом и поврежденным лицом. Трясся от холода, и я дал ему шинель и мою старую телогрейку. После него она навсегда пропахла запахом горя и бедности. А ведь он в своем городке принадлежал к элите, был фельдшером скорой помощи. Теперь он превратился в какое-то двойное существо. Однажды он собрался в город — кажется, звонить домой. Надел костюм, в котором приехал, галстук. Вышел из вагончика другой человек, его было не узнать — интеллигентный, элегантный, уверенный в себе.

В Коле жила глубокая, животная тоска по советскому строю. Я встре¬чал ее и в других таджиках из «горячих» мест. Стоило ему выпить, он встревал в любой разговор и без всякой с ним связи сообщал:

— А у нас старики говорят, что через семь лет Советский Союз восстановится.

О проблеме свободы в связи с Колей я вспомнил потому, что в нем явно созрело неосознанное желание стать рабом. В простом, буквальном смысле слова — притом, что духовно он был человеком именно свободным и даже несгибаемым. Мы по инерции еще этого не понимаем, верим в исторический прогресс, хотя рабство в конце ХХ века становится общемировой реальностью. У нас наготове отговорка — то Бразилия, Филиппины, а мы же просвещенная страна, поголовно с высшим образованием. На деле-то оказывается, что никаких препятствий к тому, чтобы принять рабство, ни высшее образование, ни просвещение не создают. Но о философии грядущего рабства надо говорить отдельно. Я скажу конкретно о Коле-таджике.

Его сознание сузилось на одной мысли — прокормить пятерых детей, которых он оставил дома. На «скорой помощи» он получал зарплату 16 нынешних рублей — на пять буханок хлеба в месяц. Вот и пришлось ему найти шурина и попроситься к нему в бригаду. Но это было не фундаментальное решение вопроса. Видно было, что инстинктивно он готов к тому, чтобы продать себя именно в рабство. Если бы нашелся человек, который сказал ему: «Будешь моей собственностью, а я обязуюсь кормить тебя и твою семью», — он бы, думаю, согласился. Да, пожалуй, и русских таких уже немало. К радости нашей демократической интеллигенции. Она велела нам выдавливать раба по капле — а вливала лоханками.

Делать Коля ничего не умел, да и был очень щуплым. Никто в бригаде его не попрекал, кроме Саши (платил-то он). Но дело было не в попреках или прочих мелочах, это была проблема бытия. В Коле проснулась роль раба — он страстно желал услужить всем. Услужить бескорыстно, бесплатно, исходя из сути своего положения, а не по принципу «ты мне — я тебе». Это далеко выходило за рамки и благодарности, и дружеского расположения.

Такое поведение для нас вещь необычная и, я бы сказал, труднопереносимая. Идешь, тащишь на плече лестницу. Тут же откуда-то вылетает Коля, кланяется и начинает у тебя эту лестницу с плеча срывать — он отнесет. Распиливаешь на станке доску — подбегает с умоляющим глазом, позвольте помочь. Сразу доску перекосит, пилу заклинит, ремень у станка рвется. Сядешь наточить ножовку — он тут как тут. Прощай, ножовка, ее будет трудно исправить. Отказать ему было нельзя, видно было, что в нем что-то происходит, он не в себе.

Когда стало подмораживать, Коля совсем загрустил. С чем он уедет домой? Как-то разрешил вечером Саша выпить, завели в вагончике песни, а Коля пришел ко мне.

— Как жить, дядя? — Слезы ручьем из пустой глазницы.
— О чем же вы думали, когда русских гнали и советскую власть свергали?
— Да разве это мы? Это же все из Москвы шло.
— Теперь терпеть надо, быстро не выправить. Видите — собака воет, а терпит.

Это брошенная кем-то собака, чуя холода, пыталась с воем пролезть через щель ко мне на террасу. Надеялась, что если окажется за дверью террасы, то и в дом рано или поздно я ее пущу.

— То собака. А мы все-таки люди, а не собаки.
— А это, Коля, еще не факт.

Сорвались у меня с языка эти злые слова. Но ведь мы сами уничтожили благополучие и справедливость нашей жизни. Конечно, жалко наших людей, по мере сил надо поделиться телогрейкой и капустой. Но обманывать не хочется, даже совсем уж невинную собаку. От всей души желаю, однако, чтобы отлились слезы из выбитого глаза этого таджика тем, кто обманывал его и ему подобных.

Но я отклонился. Вопрос-то о рабстве и свободе. В одной пьесе про Эзопа финал — это гимн свободе. Обвиненный в краже Эзоп, накануне получивший вольную, может спасти свою жизнь, объявив себя рабом. Но он не желает. Он кричит: «Где тут ваша пропасть для свободных людей!» Посмотрев на Колю, я подумал, что Эзоп так расшумелся потому, что в нем еще бушевала душа раба. И эта гражданская свобода была для него высшей ценностью.

Коля-таджик всю жизнь прожил свободным человеком — это в нем и увидел мой немец, привыкший к гражданскому обществу Запада, к свободе Эзопа. И как свободный в душе человек, Коля ощущает на себе груз ответственности, какой не имеет раб. Он отвечает и за детей, которых родил, не ведая о грядущей демократии. Отвечает за своих стариков, за свой поселок, за Советский Союз, который должен возродиться через семь лет. И чтобы поддержать всю эту жизнь, он готов пойти в рабство. Рабство — терпимое неудобство, небольшое по сравнению с его ответственностью. Это — попытка именно свободного человека, доведенного до крайности и не видящего выхода. Наверное, плохая попытка, но нам, не прошедшим через Курган-Тюбе, еще трудно о ней судить. Мы еще плачем обоими глазами.


P.S. от Хиппи Энда

Сергей Кара-Мурза человек уже весьма пожилой

Так что с той вершины прожитых лет, на которой он сейчас находится, может просто смотреть вокруг с обретенной, прозрачной ясностью

Чем его воспоминания, на мой взгляд, и интересны




Добавить в друзья


Comments

( 22 comments — Leave a comment )
gvy
Jan. 5th, 2017 04:41 pm (UTC)
Спасибо за отрывок, занятно.

Может, для того и устроил Боженька эмигацию девяностых, чтоб хоть такими людьми засеять тамошних...
akrivobo
Jan. 5th, 2017 06:23 pm (UTC)

по историческим меркам рабство существовало почти всегда. и что-то мне говорит, что мы близки к возврату "к традициям"

hippy_end
Jan. 5th, 2017 06:28 pm (UTC)
Спасибо, что прочитали )
100100nisevo
Jan. 5th, 2017 06:51 pm (UTC)
Расскажу,чему сам был свидетель.
Таджикистан,только война кончилась.Город Кафирнигон,ныне Вахдат.
Комендантский час,по ночам только патрули,да и те сидят на постах,т.к. боятся вовчиков (вахаббитов).
Хлебзавод,который снабжал хлебом весь город.На воротах охрана.Мимо ворот пробегает человек(время - полночь),охрана стреляет и ранит его,в ногу. Тот упал,кричит.Выясняют,что это сосед,живет рядом с заводом,учитель кстати,уважаемый человек.Шел домой из гостей,был у дочки с зятем,на этой же улице.Начкар говорит:"Дайте ему ДВА МЕШКА ХЛЕБА. Мол,наша вина,не узнали"
Учитель,услышав это,кричит:"В другую ногу стреляйте,ещё два мешка хлеба дайте"
Когда мне это рассказывали,никто не смеялся.
hippy_end
Jan. 5th, 2017 07:33 pm (UTC)
Вполне допускаю
pvp2008
Jan. 6th, 2017 01:55 am (UTC)
Пробегать ночью, в комендантский час, мимо ворот с вооружённой охраной - это смело.
Но, конечно, ничего смешного... Распад СССР был для очень многих реальной трагедией, и она, похоже, продолжается.
pvp2008
Jan. 6th, 2017 01:47 am (UTC)
Свобода - это осознанная необходимость
Свобода - это абсолютное доверие Богу
hippy_end
Jan. 6th, 2017 10:00 am (UTC)
Свобода - это понимание )
pvp2008
Jan. 6th, 2017 04:23 pm (UTC)

Вспоминается (о понимании):

"The first gift is life, the second gift is love, the third gift is understanding. -- Первый дар - жизнь, второй дар - любовь, третий дар - понимание." (c)

Понимание - дар))... Свобода же невозможна без осознания (просветления)... Знать - понимать - осознавать... Можно знать не понимая, и понимать не осознавая))...

Ещё вспоминается: "Спасаются (освобождаются) только самые трудолюбивые и ментально чистые." (с)

Или вот ещё:
- Учитель, а что ты делал до того, как достиг просветления?
- Я рубил дрова и носил воду.
- А что ты стал делать после того, как достиг просветления?
- Я по-прежнему рублю дрова и ношу воду.
hippy_end
Jan. 6th, 2017 04:59 pm (UTC)
Достаточно понять, что все мы - живые существа - живем в единой системе жизни этой планеты, а также - что все другие живые существа - столь же живые, что и мы сами )
pvp2008
Jan. 6th, 2017 05:34 pm (UTC)

Здоровая ментальная установка: безусловное принятие себя, других людей и всего остального мира такими, какие есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения.
hippy_end
Jan. 6th, 2017 05:58 pm (UTC)
Как такого, какое оно есть, при чем тут субъективные оценки типа "совершенное"? )

А изменения в любом случае "происходят в режиме онлайн" просто по факту, равно и оценка их как улучшения или ухудшения - очень относительна и зависит от отрезка времени для которого она делается: то, что улучшает для отрезка, скажем, в 50 лет, может ухудшать для отрезка в 100 лет, и наоборот

Понимаете, о чем я? )
pvp2008
Jan. 6th, 2017 06:27 pm (UTC)

Пытаюсь понять, учитель))...

Оптимальная жизненная стратегия: стараться чувствовать естественный порядок вещей, и как можно лучше к нему приспосабливаться; деяние посредством бытия, творческое не-деяние; концентрация не на цели/результате, а на процессе (непривязанность к результату). Это оптимальная жизненная стратегия, позволяющая добиваться большего меньшими усилиями. В даосизме она называется "Путь воды" - вода в природе выбирает самый лёгкий путь... при этом она является мощнейшей силой на планете.

"Все (внешние) пути ведут в никуда."
"Путь, которым можно не следовать, не есть истинный Путь."
"Счастливым можно быть только в результате правильного мышления."
"Счастье не в том чтобы получать то, что хочешь, а в том чтобы хотеть то, что имеешь."
"Причина страданий - привязанности и желания."
"Стремясь быть таким, каким ты хочешь быть (каким "надо" быть), ты забываешь о том, кто ты есть."
hippy_end
Jan. 6th, 2017 07:13 pm (UTC)
Именно так, только без "большего меньшими усилиями" - рискну предположить, что другим живым существам, у которых опыт жизни на этой планете намного больший, чем у цивилизованных людей, до этого и дела нет, образно говоря - они - просто живут, ориентируясь на то, что Вы написали:

"стараться чувствовать естественный порядок вещей, и как можно лучше к нему приспосабливаться; деяние посредством бытия, творческое не-деяние; концентрация не на цели/результате, а на процессе (непривязанность к результату)"
pvp2008
Jan. 6th, 2017 08:26 pm (UTC)

По поводу других живых существ, у которых опыт жизни на этой планете намного больший, чем у цивилизованных людей...

Человек тоже являлся таким существом. И является.

"Человек - говорящее животное."
"Человек - общественное животное."
"Человек - политическое животное."
"Человек - созерцающее животное."
"Человек находится на пол-пути между животными и богами." (с) Плотин


Есть мнение, что со-знание у людей появилось не так давно, порядка 10 тыс. лет назад. Цитата из Элиады и Одиссеи: "И послышался голос с небес..." - голос разума (а.к.а. мысли) воспринимался людьми как "голос с небес"!... И они тогда его (разум, голоса разума) ещё не "присваивали", не считали "своим"! Что является более адекватным отношением!

Мозг человека не производит сознание. Мозг - это приёмо-передатчик, при помощи которого человек подключается к некому большему Сознанию.

"Человек - это отщепленная единица божественного Сознания."

Все людские проблемы происходят от неумелого использования этого дара - со-знания, разума, мышления, ума...

"Самый главный враг человека - его собственный неумелый ум." (с) буддизм

В остальном мы да, тоже животные - как и "другие живые существа, у которых опыт жизни на этой планете намного больший")

Как этот дар использовать правильно? Это-то мы и хотели бы знать))... Последние 10 тыс. лет этому и учимся... экспериментируем, импровизируем, комбинируем... методом проб и ошибок (трудных)... Кое-чему уже научились)

"Все пути ведут в никуда, что бы ты не делал, это тебе не поможет... Как же быть? Остаётся одно - пустить всё идти своим чередом и... наблюдать..." (с) Алан Уоттс

Наблюдать, созерцать фантастическую красоту и неимоверную, невообразимую сложность Творенья... в том числе и свою собственную внутреннюю вселенную... Человек - это созерцающее животное... Человек - это мистическое животное...
hippy_end
Jan. 6th, 2017 09:13 pm (UTC)
Простите, но я лично стараюсь держаться подальше от этой антропоцентрической чуши

Цивилизованному человеку от роду примерно 10 тысяч лет, а средняя продолжительность жизни видов других позвоночных животных по мнению современной палеонтологии - примерно 5-6 миллионов (!) лет

Даже другие виды рода Хомо: Хомо хабилис, Хомо эректус - и то жили в разы дольше, чем вид Хомо сапиенс в целом (включая период его традиционной, животной жизни в качестве охотников и собирателей)

Так что разница в опыте успешной жизни в системе экосферы этой планеты между большинством других видов живых существ и цивилизованными людьми - просто огромна, чисто по времени, не говоря уже о разнице в числе поколений (синицы, к примеру, живут всего 3-4 года) - ничего личного, это просто факты физической реальности )
pvp2008
Jan. 6th, 2017 09:17 pm (UTC)

95% кода ДНК человека и шимпанзе - идентичны
90% кода ДНК человека и свиньи - идентичны
40% кода ДНК человека и банана - идентичны
hippy_end
Jan. 6th, 2017 09:33 pm (UTC)
Ну, и что?

100% кода ДНК идентичны у пятилетнего ребенка и пятидесятилетнего человека, это что, означает, что жизненный опыт у них одинаков, что ли? )))

Эх, антропоцентризм, антропоцентризм...

pvp2008
Jan. 6th, 2017 02:07 am (UTC)

— Это — свободные люди. У вас выросли свободные люди.

— Ты посмотри, как они стоят, какие позы.

— Поверь, Сергей, в Германии не найдется ни одного рабочего-строителя, который вдруг сказал бы такую фразу (Да будет огонь, как сказал Прометей.).



Если такие слова действительно были сказаны, в 1990-е, то это хорошо. Немецким философам-экзистенциалистам можно верить, я думаю.
hippy_end
Jan. 6th, 2017 09:59 am (UTC)
А зачем Сергею Кара-Мурзе в преклонном возрасте чего-то придумывать в своем личном журнале (очень далеком от топов)?
pvp2008
Jan. 6th, 2017 04:01 pm (UTC)
Ну, это всё-таки воспоминания)... А воспоминания не всегда точны. Вы вот сможете вспомнить дословно сказанное кем-то в 1990-х? Память - хитрая штука... Особенно в преклонном возрасте)...

По моему скромному мнению, мы, россияне, сейчас внутреннее гораздо свободнее, чем в 90-х.

Edited at 2017-01-06 04:03 pm (UTC)
hippy_end
Jan. 6th, 2017 04:09 pm (UTC)
Если Вы вдруг не поняли, это - записки того времени, там даты стоят, т.е. двадцатилетней давности )
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

hippy_end
hippy_end

Latest Month

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner